66011242_1288542105_d05f26f6b1b0

Пантеон славянских Богов.

Предки нынешних славян относились к древним индоевропейским племенам, населявшим огромную территорию Евразии. Постепенно из них стали выделяться родственные группы народов, которых объединяли похожий язык общения, хозяйственная деятельность и культура. В одну из таких племенных общин и превратились славяне.

Территория проживания

Впервые проанализировал происхождение и место исторического поселения восточных славян знаменитый летописец древнего времени Нестор, изложивший свои открытия в «Повести временных лет». В ней он определил историческую территорию восточных славян, которая простиралась вдоль всего течения Дуная. По утверждению Нестора именно с Дуная и близлежащих территорий началось расселение славян. Киевский летописец создал теорию происхождения восточных славян, известную как балканская или дунайская. Постепенно ареал их расселения расширился от Одера до Днепра на востоке, и от Прибалтики до Карпат на юге.

vyatichi

Хозяйственная деятельность и быт

Изначально основная хозяйственная деятельность восточных славян состояла из земледелия, скотоводства, охоты и ловли рыбы. Немного позже начало развиваться ремесло, но главное место в хозяйствовании все равно занимало земледелие. Основными сельскохозяйственными культурами для возделывания на полях были рожь, просо, овес, пшеница, ячмень, горох, гречиха, бобы, лен и др. После простого подсечного земледелия пришла эра пашенного возделывания почвы с железными плугами. Тогда впервые использование железа привело к производству излишков сельскохозяйственной продукции, которые обменивались на нужные в хозяйстве вещи с другими племенами.

img

О культуре первых славянских племен известно совсем мало. Найденные на раскопках образцы прикладного искусства говорят о том, что в те времена было развито ювелирное дело. Отличительной чертой культуры восточных славян является ее религиозно-мистическая составляющая.

44 000293-000137S

Древние славяне были язычниками. Их религия характеризуется как пантеизм. Они верили в одушевленную природу и поклонялись Земле и Небу, Солнцу и Ветру, рекам и лесам. Славяне довольно рано поняли, что основным источником жизни на земле является солнце, дарующее свет и тепло. Поэтому, когда у них появились боги, среди них оказалось сразу три воплощения солнца. Олицетворением солнца как светила считался Хорс.

ccf56_bogi-023

Он был божеством желтого солнечного света. От его имени произошли такие слова, как «хороший», «хоровод», «хоромы». Слово «хоро» или в другом произношении – «коло» обозначало солнечный диск или круг. От него и пошло название танца, основанного на движении по кругу, и круговых построек. Хорс не появлялся на небе один, он всегда был в обществе других богов. Поскольку солнце не может существовать без дневного света, Хорс не мог обойтись без Даждьбога.

07-dajdbog

Даждьбог – это бог белого света, податель благодатного солнечного тепла. Является сыном Бога Сварога, то есть одним из Сварожичей. Многие по созвучию имени считают, что Даждьбог каким-то образом относится к дождю, но это абсолютно не так. Первая часть имени Бога Даждь или Дажь происходит не от слова «дождь», а от слов «дать», «давать». Это Бог дающий, Бог Солнца, Солнечного Света и, соответственно, Бог плодородия.

После христианизации Руси, образ Даждьбога в некоторых своих чертах был перенесён на Николая Чудотворца (Николай Угодник). Как Николай, так и Даждьбог являются подносителями даров, покровителями и помощниками страждущих и молящих о помощи.

Считалось, что он Даждьбог разъезжает по небесам на колеснице, в которую запряжена четверка белых крылатых коней с золотыми гривами. С собой Даждьбог постоянно возит огненный щит, от которого и происходит солнечный свет. На рассвете и на закате этот солнечный бог пересекает Океан-море на чудесной ладье, запряженной гусями, утками и лебедями. Постоянным спутником Даждьбога был дикий кабан – вепрь, а его священной птицей – петух, своим криком сообщавший людям о солнечном восходе, т.е. о приближении божества.

С незапамятных времен священным знаком Солнца считался крест. Солнечный Крест часто помещали в круг, а иногда изображали катящимся, как колесо солнечной колесницы. Этот катящийся крест получил название «свастика». Колесо могло двигаться по солнцу («посолонь») или против солнца («противосолонь») в зависимости от того, «дневное» или «ночное» светило оно изображало. К сожалению, фашисты использовали свастику в своей символике, и теперь она вызывает отторжение у большинства людей.

Третье солнечное божество в славянской мифологии – Ярило.

39e74_tn гусельников

Он почитался как бог весны, воплощение ее плодоносных сил. От него зависел ее своевременный приход. К тому же, Ярило был веселым и разгульным богом весенней страсти. Его представляли необыкновенно красивым юношей, который, одевшись в белые одежды, ездил на белоснежном коне. На русых кудрях у Ярилы – цветочный венок, в левой руке – ржаные колосья, а в правой – символ человеческой головы. Когда Ярила сходит с коня и босыми ногами ступает по полям – кругом расцветают цветы и поднимается золотистая рожь.

Род, или в других племенах Световид – является старшим божеством в славянском Пантеоне. Все остальные Боги произошли от этого ПраБожества, повинуются ему и являются тем могущественнее, чем стоят ближе к своему ПраОтцу.

род 0a1d124357783bcad78ee77c55e4557b

Даже после принятия христианства славяне продолжали устраивать празднества и пиры 8 сентября в честь Бога Богов. На следующий день 9 сентября празднуют день Рожаниц – дочерей Рода. Ещё один праздник Рода и Рожаниц отмечают 25 сентября.

лада 8a1e3_bogi-003

Богиня Лада является одной из самых главных богинь в языческом пантеоне. Также является матерью Живы, Лели,  и Морены. Таким образом, она является старшей из Рожениц, которые были матерями Богов. В славянской мифологии её называют богиней любви, весны и красоты, покровительницей брака.

Жива, Живана  является великой славянской богиней-роженицей. Она является дочерью Лады. Жива — это олицетворение весны, любви, молодости, красоты, процветания природы. Воплощением Живы считают кукушку. По поверьям по весне кукушка прилетает на землю из Ирия (языческого рая) и считает часы рождения, жизни и смерти. Языческие волхвы гадали по кукованию кукушки не только — сколько осталось жить, но и на многие другие важные вещи.

Живана считается животворящей богиней. Она воскрешает по весне умершую природу и возвращает людям радость. Делает живое живым. Многие из славянских слов произошли именно от имени богини Живы – жито, жильё, жизнь, животина, живот, заживляющее и др. Изображают её в виде молодой девушки с плодами в руках. Стоит сказать и о том, что противопоставлением Живе была её сестра Мара или Морена, которая была богиней зимы и смерти.

Имя Морены дало начало таким словам, как: мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть и др. Вероятно в древности эту богиню называли двойным именем Мара-Марена; её владения находятся за Рекой Смородиной и что бы достичь их нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет Явь и Навь.

морена

Макошь (Макошь, Мокоша, Мокуша)  — богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел, покровительница женщин, богиня судьбы.

09-makoch

Само имя «Мокошь» или «Макошь» связывают с несколькими версиями происхождения. Одной из версий, которую выдвинул М. Фасмер, Мокошь происходит от слова «мокнуть», и в древности эта богиня напрямую была связана с дождём и урожаем.  Другие исследователи предположили, что Мокошь происходит от слова mokos, что можно перевести, как «прядение». До сих пор сохранились поверия относительно того, что нельзя прясть и заниматься рукоделиями в пятницу, так как этот день посвящён Мокоши и за такой проступок богиня может наказать. Имя Макошь происходит от словосочетания «ма»- мать и «кош» — жребий. Такое словосочетание можно перевести как — Мать судьбы. В древности «кош» также обозначало и корзину для зерна, амбар, загон для скота, повозку для снопов и отсюда можно сделать вывод, что Макошь — мать урожая.  Никакое из имён богини не является ошибочным, то есть можно называть её и Макошь и Мокошь.

Как прядильщица, которая прядёт божественные нити, Макошь является и богиней судьбы. По повериям славян-язычников, именно она занимается прядением нитей жизни (покута, покутные нити). Помощницами этой богини являются Доля и Недоля (Среча и Несреча).

j137859_1240562415

Стоит отметить и тот неопровержимый факт, что после христианизации образ Макоши был перенесён на христианскую святую Параскеву Пятницу. День Макоши всегда считался пятницей, поэтому и Параскева зовётся Пятницей; Пьняниха или Льяниха — прядущая лён, так же относится к образу Макоши. Параскева, в переводе с греческого, означает — «пятница».

Сварог — один из самых высших богов славяно-языческого пантеона.

01-svarog

Сварога почитают, как бога неба и творца Земли. Сварог также считается покровителем воинов и оружия. Является богом-кузнецом, который научил людей ковать изделия из металла. Любая кузница уже сама по себе является капищем Сварога, а наковальня и молот — символами Сварога.

Во время установления на Руси двоеверия, роль Сварога перенял на себя Кузьма-Демьян. Кузьма и Демьян христианские святые, врачеватели, чудотворцы, которые в народных представлениях слились в одного божественного персонажа, и перенявшие на себя многие черты Сварога. Произошло это, скорее всего, из-за сходства имени одного из святых — Кузьма, очень схожего со словом «кузнец». Праздник Сварога приходится на 14 ноября. Это  день известен, как Сварожки. В эпоху христианства, Сварожки стали называться днём Кузьмы и Демьяна.

Перун — один из самых главных Богов Славян. Сын Бога Сварога, наряду с Даждьбогом  считается старшим Сварожичем.

04-peryn

Бог-громовержец, покровитель воинов. Перун, как Бог грома и молнии,  подразумевал под собой нечеловеческую силу и мощь. При принятии христианства люди переименовали своего Бога и образ Перуна был перенесён на Илью-Пророка, которого также называют Ильёй Громовником.

Цветком Перуна считается Ирис. Южнославянские народы, болгары и сербы так и называют этот цветок — Перуника или Богиша. В виде шестилепесткового Ириса, судя по раскопкам, делались и святилища Перуна. Перунов День традиционно отмечается 20 июля. Днём Перуна является Четверг. Так же существует поговорка «После дождичка в четверг», которая относит нас к древним поверьям.

Велес (Волос), Велес Сварожич, Велес Корович —  является одним из самых известных и самых загадочных Божеств  языческого пантеона древних славян.

9e4e0_bogi-005

Сын Рода и небесной коровы Земун,  брат Сварога и Хорса, муж Богини Макоши. Ему приписывают роль ответственного за людей и животного мира в целом.

После принятия христианства Велеса заменил Святой Власий, который так же был покровителем домашнего скота. Некоторые черты Велеса перешли на Святого Георгия.

Праздники Бога Велеса:1-6 января — Велесовы дни, 10 февраля, 10 апреля — День Коровы Зимун

Семаргл (Симаргл, Симарьгл, Семарьгл) — языческое божество,Огнебог, Посланник Богов, охранитель посевов.

11936_bogi-019

Многие учёные сходятся во мнении, что Семаргл выглядит как крылатая собака. Её изображали с огненным дыханием — пламенем, который вырывается из пасти. Как огненный бог, Семаргл относится к Сварожичам. В этом смысле его часто сравнивают с индуистским Агни — богом огня. Также славянского Семаргла сравнивают с иранским Симургом (сказочная птица), который является вестником между небесным и земным мирами, между людьми и Богами.

Семаргл здесь может выступать как охранитель семян, ростков и побегов, то есть охранитель растений, также охранитель одомашненных растений, плодовых деревьев, полевых культур, овощей, фруктов, ягод, грибов и так далее.

Бог Ящер (Юша, Яша, Йеша, Яже, Язе, Юша-змей,)

=D0=AF=D1=89=D0=B5=D1=80

— один из богов древних славян-язычников, который заведует подземным и подводным миром. Сам вид бога Ящера представлялся славянам по-разному — огромный змей, дракон, ящер о двух головах, крокодил. Именно он в виде драконов и змей изображен на многих предметах быта, архитектурных элементах, элементах одежды, амулетах.

Ящер символизирует нижний мир, подземный, по славянской традиции являющийся миром предков. Ящер также вошёл в народный фольклор и в виде дракона о нескольких головах.

Ящерицы и змеи являются охранителями подземных богатств. Существовали обряды и специальные магические действия, в ходе которых, в определённый день, с определёнными магическими заклинаниями люди шли в лес искать змей или ящериц, которые могли указать им на местоположение клада. Вспомните ящерицу в сказке Бажова «Хозяйка медной горы», которая на самом деле оказалась самой настоящей властительницей горы, что то же самое, что и хозяйка подземного мира.

Стрибог — Владыка воздушного пространства, Повелитель ветров и бурь, рожденный из дыхания Рода. Удел Стрибога – меж Землёй и Небесами, меж обителью людей и Обителью Богов.

7512d_bogi-021

Мифические существа лесов, полей, рек и болот

У всякого места в представлении древних славян был свой сверхъестественный хозяин, своеобразный дух-хранитель. Так, леший – хозяин леса, болотник – болота, боровик – бора, водяной – пруда или речки, полевик – поля. Всех этих существ объединяют такие черты, как забота о своих владеньях и наказание людей, нарушивших неписаные законы или зашедших на запретную территорию.

Кроме духов-хранителей, за пределами древнеславянских поселений жили и другие существа, чаще всего враждебные человеку. Реки и озера были местом обитания русалок – духов девушек-утопленниц. Используя свою красоту, они ночью заманивали в водоемы парней и топили их.

Тот, кто работал в поле в жаркий полдень, рисковал встретиться с полудницей. Эти существа представали перед человеком в образе прекрасной девушки в полупрозрачном платье или безобразной старухи. На свою жертву полудница напускает глубокий сон, после которого можно и не проснуться. Эти существа также похищают детей, оставленных в поле без присмотра.

Збручевский идол

PosagZeZbrucza triglav1

Збручский идол — наиболее насыщенный по композиции, является наиболее интересным из дошедших до нас изваяний славянских божеств. Сложность его композиции дает исследователям возможность делать выводы об отражении в ней представлений наших предков о строении мира. Поэтому со времени его находки в реке Збруч он постоянно находился в центре внимания историков и просто любителей славянской древности. Прежде всего бросается в глаза трехярусность изваяния, отражающая трехярусность мира в представлении славян. В нижнем ярусе отображена Навь – нижний мир, оставивший свое имя в русском языке: навьяк – мертвец. В украинском языке навиженый – одержимый, т.е. находящийся под влиянием Нави. Однако Навь не царство зла — это смерть, которая предшествует жизни, как непроросшее зерно. Изображенную там фигуру принято считать Велесом, богом подземного царства, однако вряд ли можно с этим согласиться. Велес имел огромное значение в пантеоне славян, из-за специфики его ритуалов, его идолы ставились на отдельных капищах, сложно предположить, что его изобразили на идоле другого бога – это неуважение к обоим. Вероятнее всего, что это души умерших предков, поддерживающие людей из своего нового жилья – Нави. В среднем ярусе отображен мир людей – Явь, богато представленный в языках всех славянских народов: явный, наяву, проявить, появиться. Там изображены человеческие фигурки. И наконец в верхнем ярусе Правь – мир небесных богов (править, правильный, правый), мир, где находится тот, кому собственно и посвящено изваяние: Бог управляющий и небом, и людьми на земле, и душами умерших в подземном мире. Невозможно согласиться с тем, что на идоле избражено четыре разных божества, лишь потому, что у идола четыре лица. Единство изображенных образов подчеркнуто тем, что на них надета одна шапка. Наличие солярного знака на идоле дает возможность соотнести его с Солнцем, как источником света и жизни. Календарный годовой цикл наших предков имел четыре узловых точки, связанных с Солнцем: осеннее и весеннее равноденствия и летнее и зимнее солнцестояния. В соответствии с годовой мистерией Солнца, оно рождалось, мужало, взрослело и старилось.

В заключении — текст песни группы «Мельница» —  «Мора»

Летят кони Стрибога — ветер в гриву,
Перуна подкова — пропасть под молнией,
Кони Даждьбога дождем резвятся,
И конь коней — корона на небе.

Жаркой волной — в глаза жрице,
Железом каленым — жрице к запястьям,
Звездами за пояс золотыми,
Звоном зовущим — мое имя.

Стрибога сестра, Перуна пряха,
Даждьбога дочь и моя Мора,
Приди, спряди мою нить Мора,
Приди, путь я открыл, Мора.

Лучом, как мечом, открылись ворота,
Меня сковало кольцо полета.

Прощай, Перун, помяни лихо,
Прости, Стрибог, такова доля,
Пройдет, пройдет, Даждьбог, пролетит мукой;
Жесток мой бог — конь коней, конь Солнце.
А тут мы ее можем послушать:

И, как всегда — ссылка на нужные нам файлы:

https://cloud.mail.ru/public/A8yB/xZj5pxMPU

Добавить комментарий