staryj-korabl-[1600x1200]-[9177154]

Формирование российской государственности

Этап первый — образование Киева

62d77b8cca01e718d450c219cf60fc34

Время возникновения первого поселения на месте Киева восходит к глубокой древности, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки на территории города. В середине I тысячелетия н.э. на высоких холмах правого днепровского берега, где стоит Киев, существовало несколько славянских поселений, которые, судя по найденным археологами кладам римских монет III и IV вв., а также предметам VI, VII и VIII вв. среднеазиатского и персидского происхождения, вели международную торговлю, что было связано с их выгодным географическим положением на пересечении северо-южных и западно-восточных путей.

Судя по легендарному летописному рассказу, три брата Кий, Щек и Хорив соорудили в этой обжитой местности над Днепром три городка, названные их именами. Город старшего из них — Киев и явился основой будущей столицы Руси. Есть основания полагать, что это событие произошло в конце V в. н.э.

Киев возник в земле полян, но уже к IX в. он превратился в центр целого союза больших племенных «княжений», в число которых помимо полян вошли северяне, древляне и др. По-видимому, несколько ранее в союз с Киевом вошло племя рось, населявшее бассейн одноименной реки на границе со степью. Это племя и дало имя той земле, столицей которой стал Киев.

rus9

Второй этап — образование Киевского союза племен

Первые полтора столетия исторической жизни Киевской Руси известны нам по скупым намекам источников, требующим пристального внимания и осторожности. Из суммы намеков и осмыслений выявляется все же процесс сложения государственности и государства.

Государственность, классовые отношения, окняжение земли начались еще на уровне племенных союзов, т. е. приблизительно в полутора десятках отдельных центров. Примером может служить племенной союз Вятичей на Оке, где, по данным восточных географов, существовали князья («главы» племен) и верховный князь союза («глава глав»), соответствующий «светлому князю» договора 911 года. Ежегодный объезд подвластных племен и сбор повинностей («приношений») – это уже оформленные узаконенные отношения господства и подчинения, осуществление реальной власти «светлого князя», окруженного конной дружиной в «превосходных кольчугах».

CIYwQGbQmFw

Однако политические границы Киевской Руси, «союза союзов» племен, были очень изменчивы: то один, то другой князь выходил из повиновения, отстаивал свою суверенность. На протяжении целого столетия Киеву приходилось вести повторные воины с землями Древлян, Уличей, Тиверцев, Радимичей, Вятичей, Волынян. Местная племенная феодализирующаяся знать противостояла киевским дружинам.

Третий этап — призвание Рюрика и объединение земель

Согласно преданию, полулегендарный предводитель новгородских славян Гостомысл перед смертью, желая спасти новгородцев от раздоров и безначалия, завещал призвать правителем своих земель одного из вождей варяжских. Следуя завещанию Гостомысла, славяне новгородские, кривичи, племена веси и чуди в 862 г. отправили посольство за море, к варягам, со словами «…земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходити княжить и владеть нами».

1150 Russia. 1

По летописным источникам, княжить в земле Новогородской был призван Рюрик — варяжский вождь из племени русь (по некоторым данным — внук Гостомысла, завещавшего еще в 844 г. город Ладогу сыну своей средней дочери Умилы). «Хотя русские летописцы ведут рассказ от Рюрика, но смутно помнят, что он происходит от прежних русских государей», — отмечал В.О. Ключевский. «Рурик с родом своим были колена славенского, говорили языком славенским» он «был сродственник князьям славенским», — писал М.В Ломоносов в 1749 г. Рюрик стал родоначальником первой династии государей Руси.

По другой версии Рюрик не был призван «из-за моря», а захватил в 862 г. власть в Новгороде, воспользовавшись внутренними раздорами. Захват власти «чужаками» вызвал восстание против варягов, которое возглавил Вадим Храбрый. Рюрик казнил Вадима и его сподвижников. К 864 г. земли, подвластные Рюрику, простирались на восток до нынешних Ярославской и Нижегородской губерний, а на запад и юг — до Западной Двины и Полоцка. Ему же повиновались угро-финские племена Чудь, Меря и Мурома.

gr1_

Рюрик княжил 17 лет и скончался в 879 г., поручив воспитание своего малолетнего (приемного?) сына Игоря и правление на подвластных землях своему родственнику Олегу.

yz4jf78n026d

Став князем, Олег поручил управление боярину (бояре — высший слой общества — являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске, и являлись старшими членами дружины), и с войском двинулся на юг, завладел Смоленском и поплыл к Днепру. Приблизившись к киевским горам, он скрыл дружину в лодках и послал сказать Аскольду и Диру, что варяжские купцы желают видеться со своими земляками. Когда Аскольд и Дир пришли, Олег взял Игоря на руки и сказал: «Вы не князья и не княжеского рода, а вот сын Рюрика!» При этих словах войны выскочили из лодок и убили Аскольда и Дира. Олег остался княжить в Киеве, сказав: «Будь этот город матерью городов русских». Так в 882 году столицей русского государства стал Киев, и Русь стала Киевской.

original

В дальнейшем Олег покорил древлян, северян, радимичей. Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому пути. Это была его первая цель. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи. Надеясь на более ценную добычу, он совершил на тысячи лодках поход на Византию. Прошедши Черное море и Босфор (или Константинопольский пролив), русские остановились у Царьграда, вышли на берег и стали убивать людей и жечь окрестные дома и церкви. Затем вытащили лодки на берег, поставили на колеса, натянули паруса и, когда подул попутный ветер, двинулись сухим путем к городу. Греки испугались, выслали Олегу пищи и вина и просили мира. Олег ни кушаний, ни вина не принял, догадываясь, что в них отрава, но на мир же согласился. Император выдал ему много золота, дорогих тканей и, сверх того, позволил русским купцам свободно ездить в Константинополь для торговли.

Этап четвертый — правление княгини Ольги

61886930

Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся женщинах Древней Руси. Образ ее встает перед нами с начальных страниц «Повести временных лет». Веками ткалось кружево народных преданий о княгине Ольге как о деятельной, мудрой, «вещей» правительнице и защитнице земли Русской. Народные сказания, переплетаясь с историческими фактами, легли в основу появившегося в XIII—XIV вв. агиографического жизнеописания первой княгини-христианки. Оно возникло в период суровых испытаний, выпавших на долю русского народа, когда появились и другие жития реальных людей, любивших и защищавших Русскую землю.

Позднейшая легенда (XVI в.) передает сказание о том, как однажды киевский князь Игорь охотился в лесах у Пскова. Здесь он встретил на своем пути реку и, увидев стоявший у берега челн, попросил перевезти его. Перевозчиком оказалась крестьянская девушка Ольга. Игорь был поражен ее умом. Когда же он, «некие глаголы претворяше к ней», получил отпор на свои «стыдные словеса», то, согласно легенде, тогда же и посватался к ней, Сообщения летописи о происхождении Ольги имеют мало общего с бесхитростным народным повествованием. По летописной традиции. Ольга была «приведена» в Киев в качестве будущей жены Игоря его родственником («от рода ему сущий)), сказано в летописи) князем Олегом из «Плескова» (Пскова). Вряд ли можно сомневаться в том, что она была псковитянкой из знатной семьи, а не крестьянской девушкой.

maxresdefault

В годы замужества Ольга обрела ту самую мудрость, которая позволила ей выдвинуться после смерти князя Игоря в правительницы Русского государства, пока сын ее и Игоря — Святослав был «детеск».

Осенью 945 г. князь Игорь, «возымя дань» у одного из подвластных Киеву племен — древлян, решил, что она невелика, и снова вернулся. Древляне восстали и убили князя. На основании нормы древнерусского права, согласно которой вдова, если она не выходила вновь замуж, исполняла после смерти мужа его хозяйственные и социальные функции, княгиня Ольга стала полновластной правительницей земли Русской.

Обычай кровной мести, который в столь раннем средневековье был реальностью, заставил Ольгу покарать убийц мужа, но наказанию княгиня придала «государственно-ритуальный характер». Летописный вариант — легенда о мести Ольги — начинается рассказом о сватовстве к ней древлянского князя Мала («…муж твой [был] аки волк, въехыщая и грабя, а наши князи добри суть… Иди за наш князь Мал!»). Ольга ответила послам, что они могут принести сватов в ладьях к ее терему (передвижение посуху в ладьях имело у восточных   славян   двойной  смысл:   и   оказание   почести, и обряд похорон). Наутро доверчивые древляне позволили «понести с я в лодьи», а Ольга приказала их сбросить в яму и живыми закопать. Памятуя о мучительной смерти казненного древлянами мужа, княгиня коварно поинтересовалась у обреченных: «Добра ли вам честь?» Послы ей будто бы ответили: «Пуще ны Игоровы смерти». Второе посольство «мужей нарочитых» было сожжено в бане, а вдова отправилась на землю древлян якобы для того, чтобы «створить трызну мужу своему». Здесь ее «отроки» напали на «упившихся» после тризны древлян и перебили их множество — «исеекоша их 5000», как утверждает летопись.

img14

Обман, жестокость, коварство и другие действия княгини, мстящей за убийство .мужа, прославляются летописцем как высший, справедливый суд и отнюдь не осуждаются, будучи привычными, в духе морали того времени. В рассказе летописца есть и черты исторической действительности. Так, реальным фактом является поход Ольги на столицу древлян — Искоростень с целью окончательного их подчинения; речь шла даже о том, не станет ли Искоростень, а не Киев столицей Руси. В У 46 г. Ольга со своим трехлетним сыном Святославом, «собра вой многи и храбры», осадила город, а потом сожгла его, попросив принести ей в качестве дани с каждого двора по воробью и голубице, после чего привязала птицам на лапки горящую паклю и отпустила их. Птицы прилетели в родные им дворы — принеся туда огонь.

Таким образом Ольга стала править землями Руси, и править по-новому, беря фиксированную дань и создавая новую политическую систему.

Экономическое укрепление Киевского государства, последовавшее за административными реформами княгини Ольги, способствовало повышению политического веса Киевской Руси в международных отношениях.

Созданная княгиней Ольгой система управления объективно нуждалась в новой форме идеологии. Для этого Ольга налаживает отношения с Византией. Есть легенда о том, что сам император византийский захотел к ней посвататься, но Ольга хитростью обошла и эту политическую ловушку. Она попросила перед свадьбою крестить ее, так как негоже язычнице выйти замуж за христианина, но крестным отцом попросила быть самого императора. После же крещения  Ольга сказала, что «не может отец на своей дочери жениться» — перехитрив тем самым и императора.

------------------------.

Крещение Ольги в Царь-граде — это не  эпизод  ее личной жизни,   не частный вопрос благочестивой женщины, а далеко рассчитанный политический шаг, победа княгини в политическом поединке  с   главой   крупнейшей   державы  того   времени. Ольга была возведена в почетный ранг «дщери» императора, а Константин получил от нее значительную военную помощь. На прощание василевс одарил русскую правительницу:  «и дасть ей злато и сребро, паволоки и съеуды различныя и отпусти ю…»

В 964 г. Ольга уступила престол совершеннолетнему сыну. Но «възрастъший и възмужавший» Святослав длительное время находился в походах, и во главе государства по-прежнему оставалась его мать. Так, во время печенежского нашествия в Киев в 968 г. Ольга возглавила оборону города. Судя по летописи, Святослав испытывал к матери почтительное уважение до самой ее смерти. Когда она стала совсем больной, по ее просьбе он вернулся из похода и был с матерью до ее последнего часа.

Многое из того, что задумала, но не смогла осуществить Ольга, было продолжено ее внуком, «великим Володимером, хрестпвшим всю землю Русскую»

Культура ранней Киевской Руси

Киевская Русь объединяла множество княжеств с разнообразным уровнем культуры и традициями. Однако существовали общие тенденции в развитии ее культуры. Они заключались в тесной связи с культурными традициями земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен, во взаимодействии древнерусской культуры с культурой соседних народов, в складывании в рамках древнерусского государства единой древнерусской народности. Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов.

Основой декорирования одежды и ювелирных изделий, бытовых вещей и жилищ являлись древнеславянские символы-обереги. Все декорирование подчинялось общему строгому строю, несло большую смысловую нагрузку.

14 58180 siver-clot

В костюме преобладала вышивка, плетеные детали (пояса) и бронзовые или серебряные аксессуары.

254271-ea70590fcb16b817816dfb7710778b79 a-rzv9pkIuc bxxaxAJnmuw

В женском костюме большую роль играли гривны и височные кольца.

Говоря о древнерусской керамике, следует остановиться на гончарном производстве, которое было непосредственно связано с сельским производством. На ярмарках обычным явлением были возы, наполненные «звонким» гончарным товаром, который недавно выполняли крестьяне-гончары и привезли продавать свой немудрый, но удивительный по красоте товар.

Гончарная посуда представляла собой многочисленные изделия из глины, среди которых среди которых преобладали красочные и оригинальные по орнаментации миски, блюда, кувшины, горшки, глечики и др. виды посуды.

На юге существовали два типа горшков, выработанные еще в VIII— X вв.: один — низкий, широкий, с прямым горлом, другой — более стройный, высокий, с отогнутым венчиком. Для большей или меньшей водопроницаемости сосудов, их, по извлечении из печи, иногда подвергали обварке в растворе муки или в кислых щах – раскалённый сосуд погружали в холодный раствор. Получалась «Обварная» керамика. Глазурованная, «Обливная» керамика в раскопках того времени встречается редко, скорее всего это только привозные образцы. Можно встретить небольшое количество образцов «Чернолощеной керамики». Перед обжигом подсушенную посуду залащивали острым камнем, а обжиг проводили с применением сильно коптящих и дымящих материалов.

 keramika-slavyan 1377262540_keramika

Добавить комментарий