800px-Novgorod_torg.jpg.740x-x1

Новгородское княжество

   История Новгорода – это, во-первых, история одного из крупнейших городов средневековой Европы, а во-вторых, история необозримой страны, раскинувшейся от Балтики до Ледовитого океана и Урала.

Люди начали селиться на берегах озера Ильмень еще во времена неолита (4-3 тысячелетия до н.э.). К IX в. н.э. в Приильменье существовало ряд селений, населенных финно-уграми, славянами и скандинавами. Официальной датой основания Новгорода считается 859 г., но очевидно, что город уже существовал задолго до этого.

qc6hSvoY4UQ

Согласно легенде, изложенной в «Повести временных лет», около 862 г. началась междоусобица между словенами, кривичами, чудью и весью – племенами, жившими в районе озера Ильмень. Дабы положить конец распрям, они решили найти себе князя, чтобы тот «владел» ими и судил их. Для этого было отправлено посольство за море к варягам, прозываемым русью. И вскоре один из варягов, Рюрик, со всем своим родом явился к славянам и стал править ими. Рюрик сел княжить в Новгороде, а другие города раздал своим людям. (По другой версии, Рюрик сначала сел в Старой Ладоге, а два года спустя срубил новый город в устье Волхова — Новгород). Преемник РюрикаОлег, ушел на юг, а Новгород обложил данью. Начиная с 969 г. великие киевские князья назначали князей в Новгород. Несмотря на подчинение Киеву, в Новгороде всегда оставались сильными сепаратистские настроения. Большой — по сравнению с другими древнерусскими городами — властью обладало народное собрание («вече») и его глава («посадник»). Новгородцы могли изгнать из города неугодного им князя и попросить прислать им другого. Апофеозом недовольства назначаемыми князьями стал 1136 г., когда в Новгороде вспыхнул мятеж, называемый некоторыми историками «революцией в Новгороде XII века».Всеволод Мстиславич был изгнан из города. Отныне новгородцы сами стали выбирать себе князей из числа наиболее приглянувшихся кандидатов. В Новгородской земле установился строй, называемый в исторической литературе «феодальной республикой».

02-04-lebedev-veche-novgorod

Главным политическим органом Новгорода стало вече. На общегородском вече избирались и смещались посадник, князь, архиепископ и другие представители власти. Решались вопросы о войне и мире; издавались и отменялись законы; устанавливались размеры податей и повинностей. Главой исполнительной власти, председателем вече, был посадник, избиравшийся сначала пожизненно, а затем на два года. Существовал также совет господ, в который входили посадник, архиепископ, тысяцкий, кончанские и сотские старосты, «старые» (бывшие) посадники и тысяцкие. Функции князя ограничивались гражданским судом и  командованием войском во время походов и обороны города. Выражаясь современным языком, князь был не «собственником», а «наемным руководителем» с четко очерченным кругом функций.

Территория Новгородской республики постоянно расширялась. Кроме собственно Новгорода в ее состав входили такие города как Ладога, Копорье, Псков, Старая Русса, Торжок, Волок Ламский. Владения Новгорода доходили на севере до Белого моря, а на востоке — до Уральских гор.

Сам Новгород был построен на наивыгоднейшем перекрестке торговых путей, важных как для Киевской Руси, так и для всей Северной Европы. Почти полтысячелетия он был для Руси своеобразным «окном в Европу».

Одна из древних былин так описывает пути, расходившиеся от Новгорода:

Реки да озера к Нову-городу,
А мхи да болота к Белу-озеру,
Да чистое поле ко Пскову;
Темные леса Смоленские…
Широка мать-Волга под Казань шла,
Подале того – и под Астрахань…
Из-под белого горючего из-под камешка
Выбегала мать Днепра-река
Да устьем впадала в море Черное…

gorod-rus

Из Новгорода вниз по Волхову через Ладожское озеро и Неву легко было попасть в Швецию, на Готланд или в земли балтийских славян. Из Новгорода через Ильмень и Мету попадали на Волгу и шли в Болгарию, Хазарию и далекие земли Востока. А третий путь – «из Грек в Варяги» – пролегал из Византии и Киева вверх по Днепру, через волоки, затем Ловатью в Ильмень и неизбежно вел в Волхов через Новгород.

Культура

Новгородская культура по сравнению с культурой Киевской и Владимиро-Суздальской Руси обладает своим неповторимо индивидуальным стилем — лаконичным, простым и выразительным, свойственным и произведениям ранней новгородской литературы — «Поучению к братии» епископа Луки Жидяты, новгородским летописям.

Еще рельефнее своеобразный характер новгородской культуры выступает в религиозной жизни Новгорода. Уже со второй половины XII века новгородцы начали выбирать из местного духовенства своего епископа (владыку), собираясь «всем городом» на вече и посылая избранного в Киев к митрополиту для рукоположения. Это было началом церковной самостоятельности Новгорода. С 1165 года новгородские епископы стали именоваться архиепископами. Будучи одной из центральных фигур города, новгородский архиепископ принимал деятельное участие в его бурной политической жизни. Его стараниями авторитет главного новгородского храма — собора Софии — был поднят на такую высоту, что превратился в символ независимости «Господина Великого Новгорода». И вместо того, чтобы сказать: «умрем за отечество, за родину», новгородцы говорили: «положим головы или умрем честно за св. Софию», «где София, там и Новгород».

dlyakota.ru_fotopodborki_tayna-korsunskih-vorot_2

Будучи гражданской общиной, новгородцы, подобно римлянам, во многом воплотили свою национальную идею в прославлении мощи своего государства — Господина Великого Новгорода. Преклонение перед славой своего города и пламенное желание преумножить эту славу побуждали новгородцев совершать новые подвиги во имя любимой Отчизны.

Нигде «новгородский» стиль не проявился с такой силой, как в зодчестве и в живописи Новгорода. В искусстве Новгорода, в его простых, могучих силуэтах, в обобщенных линиях, в легко обозримых композициях, в кристаллически ясных формах, в ярких, чистых, звонких красках есть всегда особая конкретность видения.

Архитектура

Новгород XI-XIII веков был большим, хорошо организованным городом. Его кремль, выросший вдвое, был укреплен каменной стеной и включал в себя Софийский собор (являвшийся также хранилищем государственных документов) и епископский двор. В южной части кремля  новгородский былинный герой – богатый купец Садко Сатинич – построил большую Борисоглебскую церковь.

hram-bg

Напротив кремля находился торг, вечевая площадь, Ярославово дворище, дворы иноземных купцов и церкви купеческих корпораций (Иван на Опоках, Богородица на Торгу, Варяжская божница). Берега Волхова были поделены на пристани и густо уставлены кораблями и лодками разных стран и городов.

Богородица на Торгу
Богородица на Торгу
Иван на Опоках
Иван на Опоках

Судов было так много, что иногда во время пожара огонь по ним переходил с одного берега на другой.

По периферии города располагались монастыри. Юрьевский монастырь, построенный Мстиславом, возвышался, как башня, при въезде в город с юга, со стороны Ильменя, а для плывших с севера такими воротами города являлся Антониев монастырь.

Город был вымощен деревянными мостовыми, относительно которых существовал даже специальный Устав о замощении улиц.

Новгород, как и другие города древней Руси, даже в эпоху своего расцвета был городом, по преимуществу, деревянным. Частные и общественные здания, торговые и производственные сооружения возводились почти исключительно из дерева.

Древнейший христианский храм Новгорода был, по рассказу летописца, тоже деревянным. Присланный из Киева в 989 году первый новгородский епископ Иоаким выстроил в том же году дубовую церковь Софии «о тринадцати верхах».

1045 по 1050 год по повелению сына Ярослава, новгородского князя Владимира, в центре детинца строится новый каменный собор св. Софии Премудрости Божией. Эта постройка свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие княжеского строительства Киева. Новгородская София повторяла киевский собор не только по имени. Она представляет собой огромный пятинефный собор, близкий по организации внутреннего пространства к киевским памятникам XI века.

София Новгородская
София Новгородская

Подобно киевской Софии, центральное крестчатое пространство здания замыкалось с севера, юга и запада двойными арками хор, опиравшимися на граненые столбы (уничтоженные в XVII в.). В западной части храма и в боковых нефах устроены хоры («полати»), с входом через башню, примыкающую к юго-западному углу церкви. Залитому светом центральному крестчатому пространству здания противопоставляются расположенные под низкими сводами полатей остальные членения здания, тонущие в полумраке. К древнейшему пятинефному ядру собора уже в XI веке примыкали с трех сторон одноэтажные галереи, в отличие от Киевской Софии закрытые.

Внешние массы храма характеризуются исключительной монолитностью и конструктивностью. Мощные выступы лопаток членят фасады здания в полном соответствии с внутренними членениями. Лопатки как бы укрепляют здание по основным его осям. Подобно киевским памятникам XI века, стены новгородской Софии первоначально не были оштукатурены. Кладка стен новгородской Софии, в отличие от киевских построек XI века, в основном состояла из огромных, грубо отесанных, не имеющих квадровой формы камней. Розоватый от примеси цемянки (мелко толченого кирпича) известковый раствор подрезан фаской по контурам камней, подчеркивая их неправильную форму. Кирпич применен в кладке стен в незначительном количестве, отнюдь не создавая впечатления «полосатой» кладки из регулярно чередующихся рядов плоских плинф и камня. Кладка эта, не скрытая под штукатуркой, придавала фасадам здания характер подчеркнутой мощности и своеобразной суровой красоты. На фоне этой каменной, в основном, кладки стен резко выделялась кладка арочных перемычек над оконными и дверными проемами. Они были выложены целиком из кирпича с применением характерного для киевской строительной техники приема чередования рядов кирпича, лежащих в плоскости фасада, с рядами, утопленными в кладке, прикрытыми цемяночным раствором с гладко затертой поверхностью.

Схема - церковь Святой Софии
Схема — церковь Святой Софии
План - Церковь Святой Софии
План — Церковь Святой Софии

Новгородская София, подобно своему киевскому прототипу, была парадным княжеским сооружением. Подчеркнутая величественная монументальность главного собора города была характерна для древнейшего периода русского зодчества.

Различен и характер интерьеров обоих соборов. В интерьере новгородской Софии уже намечается некоторый отход от сложного «живописного пространства» киевского собора в сторону упрощения, с одной стороны, и большей расчлененности, разобщенности отдельных пространственных ячеек здания – с другой.

В начале XII века Новгород превращается в вечевую республику. Новгородское боярство завладевает всем государственным аппаратом, отводя князю роль наемного военачальника города. Потеря князьями власти над городом сказывается, между прочим, и в том, что они теряют власть над детинцем и переселяются на Городище, подле которого возникают крупнейшие княжеские монастыри – Юрьев, а несколько позже Спасо-Нередицкий. Хозяином новгородского детинца становится новгородское боярство в лице посадника и архиепископа.

С утратой власти над детинцем князья теряют и свой храм – Софию. Уже в самом начале XII века новгородская София перестает быть княжеским храмом и переходит в руки новгородского архиепископа, становясь одновременно и центральным памятником вечевой республики. Начиная с XII века все работы по перестройкам, ремонтам и развернувшемуся именно в это время украшению Софии осуществляются исключительно по инициативе архиепископа.

В 1113 году князь Мстислав заложил новый каменный храм Николы в центре Торговой стороны Новгорода, на Ярославовом дворище. Николо-Дворищенский собор представляет собой большую пятикупольную трехнефную постройку с обширными хорами в западной части здания. Плановое построение Николо-Дворищенского собора восходит к киевской архитектурной традиции конца XI – начала XII веков, в частности, к прославленному в древней Руси храму – Успенскому собору Киево-Печерской лавры. Шесть крестчатых в плане столбов делят внутреннее пространство храма на три нефа, из которых средний значительно превышает по ширине боковые. Для внутреннего пространства Николо-Дворищенского собора в значительно большей степени, чем для Софии, характерна расчлененность на отдельные пространственные ячейки и некоторая изолированность последних.

Николо-Дворищенский собор
Николо-Дворищенский собор

Николо-Дворищенский собор был княжеским дворцовым храмом, духовенство этой церкви подчинялось не архиепископу, а князю. Когда архиепископ Нифонт отказался, из политических соображений, обвенчать князя Святослава с новгородкой, последний «венчался своими попами у святого Николы». В церкви Николы нет никаких признаков, которые связывали бы ее с последующими дворцовыми вотчинными княжескими храмами. Наоборот, по типу и художественным особенностям Николо-Дворищенский собор стоит в кругу больших городских соборных храмов XII века, что вызвано, по-видимому, нарочитым противопоставлением нового княжеского храма храму Софии, утраченному князьями вместе с детинцем.

Георгиевский собор Юрьева монастыря
Георгиевский собор Юрьева монастыря

Выстроенный в 1119 году князем Всеволодом Георгиевский собор Юрьева монастыря, основанного еще Ярославом Мудрым в 1030 г., по размерам и строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве, несомненно, первое место после храма Софии. Поздняя новгородская летопись сохранила имя зодчего, выстроившего собор. Это был русский мастер Петр. Созданный Петром грандиозный собор сохраняет, как и храм Николы на Дворище, старое плановое построение трехнефного шестистолпного здания с парадными полатями (хорами) в его западной части. Но выдающийся русский зодчий достиг здесь исключительной художественной выразительности, доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность конструктивного замысла. Все это придало мощному массиву собора характер монолитного законченного целого.

В напряженной политической обстановке 20-30-х годов XII столетия возводятся два последних княжеских храма в городе: церковь Ивана на Опоках (1127) и церковь Успения на Торгу (1135). Оба они заложены князем Всеволодом незадолго до изгнания его из Новгорода. Обе постройки сохранились крайне плохо; они несут на себе следы многочисленных разновременных переделок. В основе обоих памятников лежит упрощенная и сокращенная схема плана Николо-Дворищенского собора. Сохраняя схему планов трехнефного шестистолпного здания, обе церкви лишены башен; вход на хоры отныне устраивается в виде узкой щели в толще западной стены.

После 1135 года князья не выстроили в Новгороде ни одного здания. Даже в многочисленных перестройках стен и башен детинца, которые проводились в течение XII-XIV веков, князья не принимали никакого участия. Летопись сообщает после 1135 года лишь о трех возведенных князьями зданиях, но не на городской территории, а исключительно на Городище или подле него.

Только в обстановке этих новых политических условий может быть понят последний памятник княжеского строительства в Новгороде – церковь Спаса Преображения на Нередице, заложенная князем Ярославом Владимировичем в 1198 году. Церковь выстроена в княжеском дворцовом монастыре подле новой княжеской резиденции на Городище. Князь Ярослав Владимирович не мог, да, очевидно, и не стремился создать хотя бы отдаленное напоминание грандиозного собора Юрьева монастыря. По сравнению с пышными княжескими сооружениями XI и начала XII веков – это очень маленькая и скромная одноглавая церковь.

церковь Спаса Преображения на НередицеЦерковь Спаса на Нередице представляла собой кубического типа крестово-купольную постройку, почти квадратную в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий, щелевидный ход в толще западной стены ведет на хоры. В отличие от более ранних построек, только средняя часть хор открыта внутрь церкви. В северо-западном и юго-западном углах, на полатях, помещались небольшие приделы. Открытая в церковь средняя часть хор и угловые приделы размещены не на сводах, как раньше, а на деревянном накате. Замена крестчатых в плане столбов квадратными, наряду с сокращением числа столбов, отказ от лопаток на внутренней поверхности стен делают внутреннее пространство здания более простым, менее расчлененным. За исключением закрытых глухой стеной, пространственно изолированных приделов на хорах, весь интерьер видим с одной точки, и для его обозрения не было необходимости передвигаться по храму.

В отличие от собора Софии и Георгиевского собора, с их высокой строительной техникой, церковь Спаса на Нередице не блистала геометрической точностью линий и форм; стены ее были непомерно толсты, кладка груба, хотя и повторяла старую систему чередования камня и плоского кирпича на растворе извести с примесью толченого кирпича. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов – все это придавало церкви Спаса на Нередице особую пластичность, столь отличающую новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и унаследовавшего владимиро-суздальскую строительную технику зодчества ранней Москвы.

Всем своим художественным обликом последний княжеский храм в Новгороде был связан с тем новым течением в новгородском зодчестве, которое возникло, по-видимому, еще в середине XII века и развивалось в течение XII и XIII столетий.

Резкий перелом в новгородской архитектуре в середине XII в., несомненно, вызван особенностями жизни республики. Восстание 1136 года, окончательно поставившее княжескую власть в зависимость от веча, изменило и на несколько веков определило своеобразие политичес-кой системы Господина Великого Новгорода.

Возникновение и широкое распространение в новгородском зодчестве конца XII и XIII веков описанного выше типа небольшого, упрощенного по конструкции и нового по художественному выражению храма, несомненно, связано с новыми заказчиками. Среди строителей новгородских храмов конца XII и XIII веков, наряду с просвещенными меценатами из кругов боярской олигархии, все чаще выступают не только купцы и купеческие корпорации, но и городские общины – уличане.

Посвящение закрытых приделов на полатях патронам заказчиков говорит и о новых функциях подобных храмов — они приобретают значение своего рода домовых церквей строителей. Отсюда становятся еще понятнее камерность интерьера и спокойная скромность внешнего облика. Характерно, что и последняя дворцовая княжеская церковь Спаса на Нередице построена по типу боярско-купеческих и уличанских построек.

Огромный размах строительных работ, развернувшихся в Новгороде и его пригородах со второй половины XII века, был бы невозможен, если бы Новгород не располагал в ту пору значительными кадрами местных зодчих. Начиная с XII века в Новгороде, несомненно, работало несколько местных строительных артелей. Летопись, скупая на имена зодчих и художников, сохранила нам от этой поры лишь одно имя зодчего –  мастера Корова Яковлевича с Лубяной улицы, выстроившего в 1196 году церковь Кирилла в Кирилловском монастыре под Новгородом.

Как уже было сказано, во второй половине XII века в Новгороде складывается новый тип храма. Вместо грандиозных, но единичных сооружений появляются здания, небольшие по величине, но строящиеся в очень большом количестве. Здания эти значительно проще, скромнее и интимнее, чем величественные, парадные сооружения начала века. В конструктивном отношении храмы конца XII и XIII веков также подвергаются упрощению. Это как бы сокращенный вариант старой крестово-купольной системы (кубического типа постройки с почти квадратным планом, с тремя апсидами и четырьмя столбами, несущими одну главу). Все ячейки здания, за исключением центральной, увенчанной куполом, перекрыты коробовыми сводами.

Решительно изменяется характер интерьера. Пышные открытые полати-хоры заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах, соединенными между собой небольшим деревянным помостом. В одной из этих камер устраивался придел, нередко посвященный патрону заказчика церкви, другая камера часто использовалась как хранилище. За исключением угловых камер, внутреннее пространство храма сделалось более целостным, менее расчлененным. Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. Башни для входа на хоры заменяются щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего новгородского зодчества, с конца XII до начала XVI века совершенно исчезает.

Однако уже в самом начале XIII столетия были сделаны отдельные попытки ввести существенные изменения в конструкцию и декоративную обработку фасадов. В 1207 году «заморскими» купцами, т.е. новгородскими купцами, ведшими заморскую торговлю, была выстроена церковь Параскевы Пятницы на Торгу.

церковь Параскевы Пятницы на Торгу.
церковь Параскевы Пятницы на Торгу.

Церковь Параскевы Пятницы представляла собой, как и более ранние памятники кубического типа, одноглавый храм с квадратным планом. Но, в отличие от всех известных нам более ранних новгородских построек, церковь Параскевы Пятницы имеет по сторонам от центральной, сильно выдвинутой на восток полуциркульной апсиды, две апсиды, прямоугольные в плане, из которых одна прямоугольна и снаружи и внутри, а другая, получив прямоугольное очертание снаружи, внутри имеет полуциркульную форму. С трех сторон к зданию примыкали небольшие притворы, перекрытые коробовыми сводами. Угловые части здания были перекрыты полукоробовыми (в четверть окружности) сводами. Благодаря этому, в отличие от памятников конца XII века, фасады которых завершались тремя закомарами, фасады церкви Параскевы Пятницы имеют трехлопастное завершение. Соответственно менялось и покрытие храма. Лопатки церкви имеют тоже необычную для новгородского зодчества форму «пучковых пилястр» трехуступчатого профиля, с полуколонкой.

Дошедший до нас памятник конца XIII века – церковь Николы на Липне, выстроенная архиепископом Климентом в 1292 году, свидетельствует о том, что в традиционном типе храма, широко распространенном в новгородском зодчестве второй половины XII века, произошли существенные изменения. Исходя из старой композиции кубической, четырехстолпной, одноглавой постройки с квадратным планом, новгородские зодчие в конце XIII века отказываются окончательно от старой системы посводного (по закомарам) покрытия. Подобно церкви Параскевы Пятницы и церкви Рождества Богородицы на Перыни, Никольский храм имеет трехлопастное завершение.

церковь Николы на Липне
церковь Николы на Липне

Существенной особенностью церкви Николы является новая техника кладки. Старая система кладки из чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича на растворе извести с примесью толченого кирпича с незначительными отклонениями продержалась в Новгороде до начала XIII века. В этой технике выложены старые части церкви Параскевы Пятницы на Торгу. Церковь Николы на Липне в основном выстроена из волховской грубо отесанной плиты на растворе извести с песком. Кирпич (новой, удлиненной формы), правда, встречается в кладке, но старой системы чередования рядов кирпича и камня здесь уже нет. В кладке столбов и сводов церкви Николы применен кирпич, имеющий форму продолговатых брусков очень крупного размера.

Кладка из плиты становится характерной чертой новгородского зодчества XIV-XV веков. В этой технике выстроены не только все церкви Новгорода и его пригородов, но и все крепостные сооружения этого времени.

Добавить комментарий