5724

Культура Руси в период Татаро-монгольского ига

Исторические предпосылки ига

К середине XII в. древнерусское государство фактически распадается на 15 самостоятельных княжений, внутри которых формируются более мелкие княжества, находящиеся в вассальной зависимости по отношению к первым. Крупные княжества, являвшиеся, по сути, независимыми государствами, получают название земли по аналогии с другими зарубежными странами. Подвластные княжества, входившие в состав земель, назывались волостями. Таким образом, как бы копируется двухуровневая структура единой раннесредневековой Руси и формируется новая геополитическая реальность — Русь удельная, где Киев лишь формально сохраняет статус «первопрестольного града».  В этот период великокняжеский род Рюриковичей теряет принцип старшинства в династии, а его заменяет старшинство в каждой из ветвей, утвердившихся в суверенных русских княжествах-землях.
Формальной и внешней причиной раздробленности Руси являлись политические предпосылки: бесконечные межкняжеские распри и длительная ожесточенная междоусобная борьба среди Рюриковичей (всего за период от кончины Ярослава Мудрого до монгольского вторжения зафиксировано не менее полутора сотен военных столкновений) за право владения более значительными княжескими доменами с богатыми землями, позволявшими иметь большую сумму налога-ренты.
Важнее, однако, отметить другое. В ходе длительного процесса развития феодальных отношений и общественного разделения труда на Руси происходит заметный прогресс как в земледелии, так и в ремесленном производстве, складываются самостоятельные экономические районы со своей спецификой ведения хозяйства. Растут города самостоятельных княжеств-земель, которые становятся не только экономическими, но и политическими и культурными центрами регионов.
Наконец, упадок Киева и Киевского княжества как центра Руси был обусловлен и рядом внешнеполитических обстоятельств. Так, постоянные набеги кочевников-половцев на южнорусские земли значительно ослабили их экономический потенциал. Этот же фактор оказал воздействие на миграцию населения Руси, его отток в более спокойные районы Залесского края северо-восточной Владимиро-Суздальской земли и юго-западной Галицко-Волынской земли. В то же время половецкая опасность значительно уменьшила привлекательность торгового пути «из варяг в греки». Довольно бурно развивается международная торговля на севере Европы, где лидирующее положение приобретают приморские германские города. На них начинает ориентироваться купечество северо-запада Руси, прежде всего Великого Новгорода и Пскова.
Однако не следует оценивать распад Древнерусского государства как абсолютно негативное явление. Напротив, в эпоху феодальной раздробленности наблюдается подлинный расцвет средневекового русского общества, поступательное развитие экономического потенциала княжеств-земель, формирование разнообразных социально-политических структур и развитие самобытной культуры. Следует учитывать и то, что политическая раздробленность являлась закономерным историческим периодом в рамках возникших центробежных процессов на пути дальнейшей консолидации на будущем цивилизационном витке.  Во-первых, государственно-политическое единство Руси даже формально не было утрачено, а авторитет великих киевских князей, пусть даже номинальный, все же сохранялся. Во-вторых, продолжало существовать единство всей церковной организации и абсолютное преобладание православной веры — главнейшей духовной и нравственной скрепы Руси. Верховенство киевского митрополита как главы православной церкви было неоспоримым. В-третьих, в русских землях сохранялось единая законодательная база, основой которой являлись нормы Русской Правды. Наконец, важным цементирующим фактором единения выступал общий для всех земель древнерусский язык. Помимо всего этого, в русских землях в эпоху раздробленности постоянно сохранялась идея единения всех сил для борьбы с внешней опасностью.

МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУСИ.

В первой половине 13 века русские земли стали объектом монголо-татарского завоевания с востока, а на севере Русь отражала натиск германских рыцарей-крестоносцев, шведов и датчан. Наиболее разрушительным оказалось нашествие монгольских орд.
В 1243 г. образовалось — государство Золотая Орда (это название появилось в русском языке лишь в XVI в. и происходило от тюркского «юрду» — роскошного ханского шатра) со столицей Сарай-Бату, а позднее — более северной Сарай-Берке. Государство, созданное Батыем, занимало огромную территорию: от сибирских рек Иртыша и Оби — на востоке до Карпат и Дуная — на западе и от прикаспийских степей и Кавказских гор — на юге до черноземной полосы и верховьев Волги и Камы — на севере.

1240rus-tatar
Карта Монголо-татарского нашествия на Русь

Золотую Орду возглавлял хан, обладавший полномочиями диктатора. Он избирался съездом монгольской аристократии — курултаем. Органами центрального отраслевого управления были диваны, работу которых координировал глава правительства — визирь. Высшими должностными лицами в улусах были эмиры, в армии — бакоулы и темники. Местное управление возглавляли баскаки и даруги, опиравшиеся на штат чиновников.

000Parthian_Cavalry
Захваченные русские земли непосредственно в состав Золотой Орды, ставшей в 60-е гг. XIII столетия самостоятельной державой, не вошли. Их зависимость в основном выражалась в уплате дани — «выхода» и признании русскими князьями верховной власти золотоордынского хана, который своими «ярлыками» (грамотами) утверждал их на правление. Над Русью почти на два с половиной столетия установилось ордынское владычество.
Итоги монгольского завоевания для русских земель были исключительно тяжелыми. По своим масштабам разрушения и жертвы, понесенные в результате нашествия, не шли ни в какое сравнение с ущербом, который приносили набеги кочевников и княжеские междоусобицы.

Резко сократилось и население русских земель. Большинство горожан либо погибло в сражениях, либо было уведено завоевателями в «полон» (рабство). Особенно пострадало ремесленное производство. После нашествия на Руси исчезли некоторые ремесленные специальности и производства, остановилось каменное строительство, были утрачены секреты изготовления стеклянной посуды, перегородчатой эмали, многоцветной керамики и др. Огромные потери понесли профессиональные русские воины — княжеские дружинники, да и многие князья, погибшие в битвах с врагом.

kalka

Лишь через полстолетия на Руси начинает восстанавливаться служилое сословие, а соответственно заново воссоздается структура вотчинного и только зарождающегося помещичьего хозяйства. Видимо, только самая массовая категория — сельское население — пострадало от нашествия несколько меньше, но и на его долю выпали суровые испытания.
Распад политического единства Древней Руси знаменовал собой и начало исчезновения древнерусской народности, ставшей прародительницей трех ныне существующих восточнославянских народов.

golden_horde.1920xautoПосле Батыева нашествия над Русью устанавливается так называемое монголо-татарское иго — комплекс экономических и политических методов, обеспечивавших господство Золотой Орды над той частью территории Руси, которая оказалась под ее контролем (сюзеренитетом золотоордынских ханов). Основным среди этих методов было взимание различных даней и повинностей — «поплужное», торговая пошлина «тамга», корм татарским послам — «почестье» и др. Самым тяжелым из них был ордынский «выход» — дань серебром, которая начала взиматься еще в 40-е г. XIII в.

1300889643
Выдача ярлыка
1499292_original
взимание различных даней и повинностей

5724
взимание различных даней и повинностей

Русская государственность (под сюзеренитетом Орды) сохранилась только в Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальская земля), в Новгородской, Муромской и Рязанской землях. Именно Северо-Восточная Русь со второй половины XIV в. стала ядром формирования Русского централизованного государства.
Так как достаточные социально-экономические предпосылки для складывания единого государства на Руси отсутствовали. Поэтому ведущую роль в объединении русских земель играл политический (внешний) фактор — необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому.
Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в.

Русской народ освободился от иноземного ига, а затем создал могучее государство. Это чудо возрождения древней Руси В. О. Ключевский объясняет ссылкой на то, что “одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься после падения”.

Культура Руси во времена татарского ига

Восточные обычаи распространялись неудержимо на Руси во время монголов, принося с собой новую культуру. Изменилась общим образом одежда: от белых длинных славянских рубах, длинных штанов они перешли к золотым кафтанам, к цветным шароварам, к сафьяновым сапогам.

kostumy_rusi_14_15_veka
Одежда на восточный манер

Большое изменение быта внесло то время в положение женщин: домашний быт русской женщины пришел с Востока. Кроме этих крупных черт повседневного русского быта того времени, счеты, валенки, кофе, пельмени, однообразность русского и азиатского плотнического и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина и Москвы — все это влияние Востока
Церковные колокола, это специфическая русская особенность, пришли из Азии, оттуда и ямские колокольцы. До монголов в церквях и монастырях применяли не колокола, а «било и клепало». Литейное искусство было развито тогда в Китае, оттуда и могли прийти колокола.
Влияние монгольского завоевания на культурное развитие традиционно в исторических трудах определяется как отрицательное. По мнению многих историков на Руси наступил культурный застой, выразившийся в прекращении летописании, каменного строительства и т.д. Признавая наличие этих и других отрицательных последствий, следует отметить существование других следствий, которые не всегда можно оценить с негативной точки зрения.
По мнению всех исследователей, изучающих вопрос по первоисточникам, «управление Чингизидов было полезно для их подданных, и Чингизиды по образованию были выше своего века». Сам основатель империи в то жестокое, насыщенное людской кровью время, сумел оставить изречение, которое можно причислить к лучшим достижениям человеческой культуры: «Уважаю и почитаю всех четырех (Будду, Моисея, Иисуса и Магомета) и прошу того, кто из них в правде наибольший, чтобы он стал моим помощником».

В Поволжье остатки домов с облицовкой мрамором, водопроводы, надгробия, части серебряных вещей, венецианское стекло свидетельствуют о жизни монголо-татарских культурных сородичей ХIII-ХIVвв. И отношений с другими народами Востока.

Влияние Востока наложило свой отпечаток на народное творчество. Значительная часть великорусских народных песен, старинных и свадебных обрядов составлена, в так называемой «пятитонной», или «индокитайской» гамме. Эта гамма существует, как единственная, у тюркских племен бассейна Волги и Камы, у башкир, у сибирских татар, у тюрков Туркестана, у всех монголов.
Такое же своеобразие представляет и другой вид искусства — танцы. В то время как на Западе в танце должно быть наличие пары — кавалера и дамы, в танцах русских и восточных народов это не важно. Танцуют в одиночку, а когда и парой, то присутствие дамы не обязательно, танцевать могут два кавалера вместе или по очереди, так что элемент соприкосновения не играет в них такую видную роль, как в западных танцах. Движениям мужчины дается простор для импровизации. При движении ног заметно стремление к неподвижности головы, особенно у женщин.
Стиль русской сказки имеет аналогию со стилем сказок тюрок и кавказцев. Русский эпос по своим сюжетам связан с «туранским» и степным «ордынским» эпосом.
Можно без преувеличения сказать, что православная церковь свободно вздохнула во время владычества монголов.
От платежа тяжелой татарской дани было избавлено все русское духовенство с церковными людьми. Татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям, и русская православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но, наоборот, русские митрополиты получали от ханов особе льготные грамоты, которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковных имуществ.
Вообще православное духовенство пользовалось у монголов почетом и покровительством. В 1270 г. хан Менгу-Тимур издал следующий указ: «на Руси не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиереев, иереев и т.д.» Хан Узбек даже расширил привилегия церкви: «Все чины православной церкви все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами бога».
Из немногих исторических фактов можно судить об отношении Золотой Орды к православию. Святой Александр Невский, поняв, что России не под силу бороться с монголами, стал служить хану не за страх, а за совесть. Только в союзе с монголами он мог защититься от натиска воинствующего католицизма на православный Восток. Иначе в историю пришлось бы записать факт перехода русских в латинство. В этой исторической роли Золотая Орда явилась не только покровительницей, но и защитницей русского православия. Иго монголов — язычников и мусульман — не только не тронуло душу русского народа, его православную веру, но даже сберегло ее.
После нашествия было создано множество книг, икон, миниатюр прославляющих подвиг русского народа в это нелегкое время, его объединение и восстановление национального самосознания.

Добавить комментарий