Русская культура эпохи Петра 1

404269В конце 17 век, когда на престол России взошел молодой Петр I, страна переживала один из переломных моментов своей истории. Россия, в отличие от западноевропейских стран, практически не имела крупных промышленных предприятий, которые бы смогли обеспечивать страну тканями, оружием, сельскохозяйственными орудиями. На тот момент Россия не имела выходов  к Чёрному и Балтийскому морям, поэтому флота у неё не было. Армия была устроена по устаревшим принципам, её основу составляло главным образом дворянское ополчение.

Россия Петровской эпохи имела необходимость коренных реформ, как в культуре, так и в экономике. Еще до наступления эпохи Петра I вырисовывалась программа определенных  преобразований, которые во многом совпали с его реформами.

Грядущие великие перемены в культуре и экономике, ощущались еще за период царствования Алексея Михайловича – отца Петра I. Таким образом, предпосылками  реформ петровской эпохи  были  преобразования  конца 17 века.  Вторая половине этого столетия характеризуется централизацией системы государственного управления.  Были предприняты попытки четко разграничить сферы и функции деятельности различных  указов,  появились первые регулярной армии.

Процесс изменения русской культуры во времена Петровской  эпохи —  наиболее противоречивая часть реформ Петра I.  Еще до него было создано множество предпосылок к реформации устоявших культурных традиций и норм:  значительно укрепились связи с  зарубежными странами;  постепенно в Россию проникают культурные традиции западной Европы; даже такая традиция русской культуры как брадобритие уходит корнями намного глубже эпохи Петра I. В  1687 году в России открылась  Славяно-греко-латинская академия, самое первое в стране высшее учебное заведение.  Но, несмотря на все выше перечисленное, деятельность Петра была  революционной.

6ef08d3574Одним из важнейших этапов  в  проведении  реформ в культуре эпохи Петра стало посещение царем европейских стран.  После возвращения Петр направляет множество молодых дворян на обучение в Европу,  главным образом для развития морских наук. В 1701 году в Москве открывается Школа математических и навигационных наук, расположившаяся в Сухаревой башне, возглавил её шотландец, профессор Абердинского университета Форварсон.

В реформах культуры петровской эпохи основной задачей было в наиболее сжатые сроки преодолеть возникшую со времен монголо-татарского ига разделение России и Европы. Чтобы преодолеть это, в 1700 году Петр вводит в России новый календарь, в котором 7208 год становится 1700-м, при этом Новый  год теперь празднуют не в сентябре, а в январе.

iУказ

Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает.

Культура эпохи Петра I внесла серьезные изменения в быт российских  дворян,  постепенно приближая его к европейскому. В 1717 году  вышла в свет книга под названием «Юности честное зерцало», которая была учебником этикета, а с 1718 года появились первые Ассамблеи — дворянские собрания как в Европе.

Однако нельзя не упомянуть, что  все эти преобразования в русской культуре петровской эпохи исходили исключительно сверху и поэтому были достаточно  болезненны  для всех слоев общества. Репрессивный характер некоторых из этих нововведений внушал настоящую неприязнь к ним, а также вел к категоричному неприятию остальных, пускай даже самых прогрессивных, новшеств. После прибытия из Европы, в августе 1698 года, царь лично выступил в роли цирюльника. Он приказал подать ему ножницы и лично обрезал бороды у шокированных этим поступком бояр. Подобные операции, по внедрению европейской культуры Петр повторил несколько раз, он решил отменить старую  русскую бороду. Бритьё бороды было закреплено специальными указами, которые стали первыми ласточками кардинальных изменений в культуре эпохи Петра I.

Указ

20141030055718!Lubok-barbier-and-raskolnik«О бритии бород и усов всякого чина людям» от 16 января 1705 года. «А буде, кто усов и бород брить не похотят, а похотят бродить с бородами и усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых, и с городовых, и всяких служилых, и приказных людей по 60 рублей с человека, с гостей и гостиной сотни первые статьи по сто рублей… И давать им приказа земских дел знаки, а те знаки носить при себе».

Уже в петровскую эпоху в Москве, в людных местах были вывешены листы с царским указом о культуре ношения одежды: думным чинам, боярам, служивым, торговым и приказным людям носить иностранные короткие кафтаны. Были определены сроки, чтоб перейти на новый стиль одежды. В 1700 году по новому стилю, был издан указ о создании в Москве первых аптек; следующим указом было запрещено ношение ножей, неповиновавшихся наказывали кнутом или ссылкой. В 1701 году либеральный дух культуры эпохи Петра I был выражен в ряде указов: запрещалось падать на колени при появлении царя; обнажать голову в зимние месяца, проходя мимо дворца. В 1702 году дошла очередь до реформирования семейной жизни: брачный союз был обеспечен более прочными нравственными гарантиями. По приезду из Франции Петр I издает указ о гостеприимстве.

Кардинально изменилось положение женщины в обществе. Царь пытался, следуя примеру Запада, приобщить слабый пол к светской жизни и обеспечить высшие круги новыми формами в обхождении.

img12Указ

Нами замечено,  что жены и девицы на ассамблеях являются не зная политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают. Одев робы и фижмы из атласу белого на грязное исподнее, потеют гораздо, отчего зело гнусных запах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных.

Указываю впредь, перед ассамблеей мыться с мылом в бане со тщением и не токмо за чистотой верхней робы, но и за исподним такожды следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жен российских.

Эти перемены в культуре эпохи Петра I благоприятно влияли на легкую промышленность России. Стали развиваться мастерские и фабрики, выпускавшие новые виды тканей, головные уборы, кружева, обувь, застежки, пряжки и другие украшения. Царь и здесь был неравнодушен к происходящему. Те, кто производил предметы обихода для новой культуры быта и предметы роскоши, пользовались его покровительством и благосклонностью. Иногда Петр I отдельными указами обязывал фабрикантов сначала производить  предметы культуры новой эпохи, и лишь после этого они имели право  производить и продавать различные промышленные товары.

405533Дворянская культура петровской эпохи изменялась  так же вследствие того, что царь заставлял дворян обучатся, служить в армии или на флоте. Указы Петра I регулировали правила поведения в присутствия в церкви и судах. За нарушение правил был предусмотрен значительный размер штрафа и другие наказания. Культура эпохи Петра I снабдила подданных массой нормативных актов, которые определяли их хозяйственную, духовную и семейную жизнь. Значительные перемены происходили в дворцовом быту. Исчезала скованность, упрощались традиции.В городскую культуру эпохи Петра I вошли народные гуляния в честь военной победы. В эти дни устраивались торжественные богато украшенные процессии с праздничными фейерверками, и угощением, выставленным на площадях.

Ученые по-разному оценивают петровскую эпоху с её реформами в области культуры. Одни — восхищаются, отодвигая на второй план её недостатки и неудачи, другие — хотят выставить на 1-е место все пороки.

Нельзя не отметить, разносторонние оценки культуры эпохи Петра I, а также его реформ в условиях современности. Вроде бы, в период современных реформ, деятельность Царя должна быть примером, но находится много политиков и представителей творческой интеллигенции, которые отрицательно относятся к этому реформатору. Два с половиной века философы, историки и писатели спорят о значении  преобразований в русской культуре петровской эпохи,  но  независимо от точки зрения исследователей, все сходны в одном – Петр I  был  одним из важнейших деятелей в истории России. Именно благодаря ему, история России разделится на допетровский и послепетровский период.

Добавить комментарий