Культура и искусство России при правлении Екатерины ll

Происхождение

Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля (2 мая) 1729 года в немецком померанском городе Штеттин (ныне Щецин в Польше). Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнебургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать — Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III. Дядя по материнской линии Адольф-Фридрих (Адольф Фредрик) с 1751 года был королём Швеции (избран наследником в 1743 г.). Родословная матери Екатерины II восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому и основателю династии Ольденбургов.

Детство, образование и воспитание

Семья герцога Цербстского была небогатой, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Воспитывалась в строгости. Она росла резвой, любознательной, шаловливой и даже бедовой девчонкой, любила проказничать и щегольнуть своей отвагой перед мальчишками, с которыми запросто играла на штетинских улицах. Родители не отягощали её воспитанием и особо не церемонились при выражении своего неудовольствия. Её мать называла её в детстве Фикхен (нем. Figchen — происходит от имени Frederica, то есть «маленькая Фредерика»).

В 1744 году российской императрицей Елизаветой Петровной вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. Среди её учителей выделяют известного проповедника Симона Тодорского (учитель православия), автора первой русской грамматики Василия Ададурова (учитель русского языка) и балетмейстера Ланге (учитель танцев). Вскоре она заболела воспалением лёгких, и состояние её было столь тяжёлым, что её мать предложила привести лютеранского пастора. София, однако, отказалась и послала за Симоном Тодорским.  Это обстоятельство прибавило ей популярности при русском дворе. 28 июня (9 июля) 1744 София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у матери Елизаветы — Екатерины I), а на следующий день была обручена с будущим императором.

Брак с наследником российского престола

Великая княгиня Екатерина Алексеевна с супругом Петром III Фёдоровичем

21 августа (1 сентября) 1745 года в шестнадцатилетнем возрасте Екатерина была обвенчана с Петром Фёдоровичем, которому исполнилось 17 лет и который являлся ей троюродным братом. Первые годы совместной жизни Пётр совершенно не интересовался женой, и супружеских отношений между ними не существовало.

Переворот 28 июня 1762 года

Павел I Петрович, сын Екатерины (1777)

Вступив на трон, Пётр III осуществил ряд действий, вызвавших отрицательное отношение к нему офицерского корпуса. Так, он заключил невыгодный для России договор с Пруссией, в то время как Россия одержала ряд побед над ней в ходе Семилетней войны и вернул ей захваченные русскими земли. Одновременно он намерился в союзе с Пруссией выступить против Дании (союзницы России), с целью вернуть отнятый ею у Гольштейна Шлезвиг, причём сам намеревался выступить в поход во главе гвардии. Пётр объявил о секвестре имущества Русской церкви, отмене монастырского землевладения и делился с окружающими планами о реформе церковных обрядов. Сторонники переворота обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению. На его фоне выгодно смотрелась Екатерина — умная, начитанная, благочестивая и доброжелательная супруга, подвергающаяся преследованиям мужа.

После того, как отношения с мужем окончательно испортились, и усилилось недовольство императором со стороны гвардии, Екатерина решилась участвовать в перевороте. Её соратники, основными из которых были братья Орловы, Потёмкин и Хитрово, занялись агитацией в гвардейских частях и склонили их на свою сторону. Непосредственной причиной начала переворота стали слухи об аресте Екатерины и раскрытие и арест одного из участников заговора — поручика Пассека.

Ранним утром 28 июня (9 июля) 1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме, Екатерина в сопровождении Алексея и Григория Орловых приехала из Петергофа в Санкт-Петербург, где ей присягнули на верность гвардейские части. Пётр III, видя безнадёжность сопротивления, на следующий день отрёкся от престола, был взят под стражу и в первых числах июля погиб при невыясненных обстоятельствах.

После отречения мужа Екатерина Алексеевна вступила на престол как царствующая императрица с именем Екатерины II, издав манифест, в котором основанием для смещения Петра указывались попытка изменить государственную религию и мир с Пруссией. Для обоснования собственных прав на престол (а не наследника Павла) Екатерина ссылалась на «желание всех Наших верноподданных явное и нелицемерное». 22 сентября (3 октября) 1762 года она была коронована в Москве.

личность екатерины 2

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

  1. Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.
  2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
  3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
  4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
  5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Политика Екатерины II характеризовалась поступательным, без резких колебаний, развитием. По восшествии на престол она провела ряд реформ — судебную, административную, губернскую и др. Территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель — Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и др. Население возросло с 23,2 млн (в 1763 г.) до 37,4 млн (в 1796 г.), Россия стала самой населённой европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.

Царствование Екатерины II дворяне именовали «золотым веком».

При Екатерине II русский феодализм достиг вершины своего развития.

Стремясь к укреплению империи, Екатерина II писала о российских окраинах: «Малая Россия, Лифляндия и Финляндия суть провинции… Сии провинции… надлежит легчайшими способами привести к тому, чтоб оне обрусели и перестали бы глядеть как волки к лесу».

Крым и Северный Кавказ, Польское королевство — направление российской экспансии, где блистательные победы П.А. Румянцева-Задунайского, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и др. способствовали развитию русского национального самосознания и увеличивали этническую пестроту, обостряя национальные проблемы.

В результате трех разделов Речи Посполитой Россия вернула все древнерусские земли, а также получила новые территории — Литву и Курляндию. Этнически польские районы к России присоединены не были.

Во времена Екатерины II русские землепроходцы начинают осваивать северо-западную часть Северной Америки.

Таким образом, в результате внешней политики Екатерины II территория Российского государства была значительно расширена. В те времена еще только шло формирование государственных территорий, закрепление границ. Все государства стремились расширить свое влияние в окружающем мире. Европейские державы активно строили свои колониальные империи. Россия также следовала господствующей логике тогдашнего политического мышления. Шло активное строительство Российской империи.

Не оставались без внимания императрицы и восточные рубежи державы. 22 декабря 1786 г. Екатерина II подписала указ Адмиралтейств-коллегии об отправке эскадры на Камчатку для охраны российских владений.

Екатерина II как деятель Просвещения


Правление Екатерины II нельзя назвать полноценным периодом расцвета Российской империи, ведь успешные реформы соседствовали с непомерным протежированием представителей дворянского сословия, а успехи на международной арене соседствовали с провалами во внутренней политике. Однако одно можно сказать наверняка: Екатерина II внесла немалый вклад в развитие политики Просвещения в российском обществе. Период правления Екатерины Великой называют не только золотым веком дворянства, но еще и эпохой просвещенного абсолютизма.

Основные преобразования в области образования

Пожалуй, главным направлением деятельности Екатерины Великой можно считать развитие сферы образования. Императрица всегда восхищалась европейским государственным устройством, развитием культуры и образования в Британии и Франции. Именно поэтому ей не давали покоя реформы в области образование, которые смогли бы в дальнейшем изменить и общество в целом. Делая ставку на введение высших учебных заведений и реформ в области школьного образования, Екатерина II делала ставку и на будущее поколение граждан.

 

 

 

 

Какие же преобразования в области образования в период правления Екатерины Великой можно назвать ключевыми?

  • 1764 — открытие первого в России института Благородных девиц.
  • 1768 — введение революционной для того времени классно-урочной системы.
  • Учреждение в Санкт-Петербурге и Москве специальных учебных заведений для сирот.
  • 1783 — учреждение Российской академии, играющей важное значение и в будущем развитии научной и образовательной деятельности в стране.

Практически все реформы, в том числе и создание Российской академии по образцу французского учреждения с аналогичными свойствами, сыграли важнейшую роль в истории российского образования в будущем. Так, например, классно-урочная система, введенная Екатериной II и адаптированная для всех уровней образовательной системы, пользуется популярностью и в современных школах.

Влияние на искусство и культуру

Вклад Екатерины Великой в область развития искусства и культуры также сложно переоценить. Неплохо разбираясь в литературе и изобразительном искусстве, императрица состояла в переписке с ведущими деятелями культуры мира, такими как Вольтер и Дидро. Благодаря своим международным связям, императрица могла выяснить все особенности развития культуры на западе и использовать их применительно к своему государству.

Так, например, в период правления Екатерины II начали свою работу Эрмитаж и Публичная библиотека. Многие произведения искусства, до создания Эрмитажа, хранились в неподобающих условиях, а здесь великим работам мастеров, наконец, были оказаны заслуженные почести.

Екатерина II вкладывала деньги и в архитектуру, преобразовывая облик Санкт-Петербурга, изменяя и сам Зимний дворец. Многих отечественных архитекторов возмущало то, что для важнейших и почетных миссий, Екатерина Великая приглашала иностранных специалистов. Ее протежирование иностранных деятелей культуры заметно в течение всего правления императрицы.

Помимо действий в области архитектуры и изобразительного искусства, правительницы покровительствовала и театру. В частности, с подачи Екатерины в Санкт-Петербурге проводились многочисленные спектакли, приезжали иностранные труппы. Однако, как и до правления Екатерины II, подобные развлечения были доступны только представителям дворянского сословия. В то время, пока дворяне развлекались на балах и в музеях, происходило еще более сильное и заметное закрепощение крестьян.

Недостатки просветительской деятельности Екатерины II

По какой причине в аналогах мировой истории, Екатерина Великая зарекомендовала себя как деятель Просвещения? Дело здесь скорее не в ее масштабной работе, а в том, что до правительницы практически никто не задумывался о массовом развитии культуры и искусства. На протяжении всего периода своего правления, Екатерина II продвигала писателей, ученых, деятелей искусства, чье творчество вызывало у нее восхищение.

Однако главным недостатком просветительской деятельности Екатерины II было то, что правительница поощряла лишь тех представителей творческих профессий, которые были ей милы. Гонениям подверглись Радищев, Княжнин, Новиков и многие другие лишь по одной причине: их творчество было неугодно правительнице.

Даже с Михаилом Ломоносовым у императрицы случались конфликты, а в 1763 году, знаменитый деятель искусства даже подал в отставку с должности статского советника. Екатерина одобрила прошение об отставке, но после отменила собственное решение, не желая терять столь видного специалиста.

К тому же, в просветительской политике Екатерины прослеживается явный фаворитизм в пользу иностранных деятелей искусства. Императрице настолько хотелось показать свою мудрость и дальновидность в Европе, что она без конца звала в столицу Российской империи ученых и литераторов из Франции, Пруссии и Австрии. Поощряя иностранных работников искусства, Екатерина II слишком часто забывала про собственных видных деятелей.

Бездействие в области решения вопроса крепостного права также вызывало негодование у деятелей Просвещения. И если в период правления Екатерины Великой Россия сделала большой шаг вперед в области международной политики и Просвещения, то в социальном плане страна продолжала топтаться на месте.

Реформы в культуре

Укрепление экономической и военной мощи России в период Петра I , военные победы России в правление Екатерины II, вели к росту национального самосознания русского народа и, как следствие этого, к взлету русской культуры во второй половине XVIII века. Господствующим направлением в русской культуре во второй половине XVIII в. — начале XIX в. становится классицизм. Его идейной основой являлись борьба за мощную национальную государственность и национальную культуру. Во второй половине XVIII в. Екатерина II провела реформы сферы управления, экономики, сословной организации, образования. Но реформе образования Екатерина II придавала особое значение, так как она понимала, что успех социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности и желания воспринимать новое.

Книжное дело

В связи с распространением просвещения во второй половине XVIII в. в обществе растет интерес к книге. Чтобы удовлетворять спрос на печатную продукцию, в 1783 г. Екатерина II издала указ «О вольных типографиях», который впервые предоставлял всем желающим право заводить типографии. Частные типографии были открыты не только в столицах, но и в провинциальных городах, однако, в период борьбы Екатерины II и Павла I c проникновением в Россию идей Французской революции все частные типографии были закрыты. Во второй половине XVIII в. растет число библиотек при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, в которой могли работать не только ученики Академии, но и все желающие.

 Наука

Во второй половине XVIII в. крупнейшим научными центрами в России являлись Академия наук и Московский университет. В Московском университете преподавали блестящие профессора С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, Н.Н. Поповский, А.А. Барсов и многие другие. Распространение образования в России, бурное развитие мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской науки. Но в Академии наук в те годы преобладали приглашенные немцы. Немецкие ученые препятствовали выдвижению русских ученых, поэтому русские практически отсутствовали в Академии наук. Первым русским ученым, ставшим полноправным русским профессором Академии наук, стал М.В. Ломоносов. Основные достижения исторической мысли того времени связаны с деятельностью М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева. М.В. Ломоносов впервые затронул вопрос об происхождении славян, высоко оценил их древнюю культуру. Его «Краткий российский летописец» был основным учебником по истории. Труд В.Н. Татищева «История Российская» был первым опытом научного освещения отечественной истории. Важным фактом русской историографии XVIII в. стали исторические сочинения М.М. Щербатова (1733-1790) и И.Н. Болтина (1735-1792), в которых также предпринималась попытка дать общую концепцию русской истории. Усиление внимания к истории выражалось в распространении исторической литературы, оживлении интереса к народным преданиям и песням, в появлении исторической темы в литературе и искусстве. Это было существенным моментом в становлении национального самосознания.

 Экспедиции

Большое значение для развития естествознания имели академические экспедиции 60-х-70-х гг. XVIII века. Академик П.С. Паллас предпринял экспедиции в районы Поволжья, Урала, Крыма. Академик И.И. Лепехин обследовал район Урала и побережье Белого моря. Академик Фальк изучал районы Восточной России и Северный Кавказ. Берданес обследовал киргизскую степь, И.С. Георги — Урал, Башкирию, Алтай, Байкал. Академик С.Г. Гмелин изучал бассейн Дона, низовья Волги, берега Каспия. Ученый Н.Я. Озерцовский исследовал северо-запад России, В.Ф. Зуев — Причерноморье и Крым. Собранные во время этих экспедиций богатейшие материалы по зоологии, ботанике, этнографии и археологии способствовали научному изучению природы и культуры народов России. В 1745 г. был издан «Атлас Российской империи», это стало научным событием мирового значения, так как к середине XVIII в. подобны атлас имела только Франция. К концу века значительно возросла пропаганда географических знаний. В 70-х гг. вышел в свет «Географический лексикон Российского государства», первый географический словарь в России. География стала обязательным предметом во всех учебных заведениях.

Производство

Развитие мануфактурного производства способствовало развитию технической мысли. В 1760 г. Р. Глинков изобрел механический двигатель для прядильных машин, заменявший труд 9 человек. И.И. Ползунов (1728-1766) — самородок, мастер Колываново — Вознесенского завода на Алтае — впервые выдвинул идею об использовании силы пара в качестве двигателя. В 1765 г. он сконструировал первую в мире универсальную паровую машину. За несколько дней до ее пуска И.И. Ползунов умер. Машина проработала несколько месяцев, и только в результате незначительной поломки вышла из строя. Другой механик-самоучка — И.П. Кулибин (1735-1818) был непревзойденным мастером часовых дел. Он создал часы, которые показывали времена года, месяцы, часы, минуты, секунды, фазы Луны, время восхода и захода Солнца в Петербурге и Москве. Он также изобрел множество оригинальных приборов и инструментов, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал семафорный телеграф. Но эти изобретения, как и изобретения И.И. Кулибина, также не имели широкого практического применения.

Производство фарфора

В начале 18 века фарфор считался в Европе редким и желанным предметом роскоши. И многие правители мечтали заполучить секрет прибыльного фарфорового производства.

Петр I тоже интересовался фарфором, посещал европейские заводы, направлял в Мейсен Юрия Кологривова с целью разузнать немецкий секрет, пробовал привлекать иностранцев для налаживания фарфорового производства в России.

Петра I восхищала красивая и необычная фарфоровая керамика.   Наверное, в те времена она казалась настоящим чудом и волшебством: совершенная по цвету, гладкости, форме… И император выписывал себе из-за границы разные фарфоровые предметы домашнего обихода: вазы с российским гербом, бритвенные тазики, аптекарские сосуды и разные другие предметы.

Происхождение слова Фарфор

В русский слово «фарфор» пришло из персидского языка.   Словом «фахфур» персидские купцы называли китайскую посуду из белой полупросвечивающейся керамики, которой они торговали в Европе.

Английское название фарфора — porcelain (пОрслин),  порцеллан или порцелин произошло от итальянского слова porcellino (порчелИно), что переводится как «поросенок». Но порчелино — это не только маленькая свинка, но и ракушка. Во времена разгадывания секретного рецепта фарфора, итальянцы предполагали, что именно эти морские раковины,  добавленные в керамическую массу, придают фарфору его неповторимые свойства.

Фото предметов Охотничьего сервиза

Невская порцелиновая мануфактура

Первый русский фарфоровый завод появился только спустя 2 десятилетия. Придворная порцелиновая мануфактура возникла во времена правления дочери Петра — Елизаветы.

В Петербург из Стокгольма приехал специалист по керамике — Христиан Конрад Гунгер, а его помощником стал Дмитрий Виноградов, молодой русский ученый, бывший сокурсником Михаила Ломоносова. И они приступили к поиску секрета производства фарфора.

Гжельская глина считалась наиболее подходящей для опытов и в конце 1744 г. Гунгер и Виноградов начали эксперименты. Но довольно стало понятно, что заграничный специалист Гунгер не может помочь нам в этом деле, потому что не обладает достаточными знаниями. И его отстранили от дел.

Открытие тайны фарфора

И вот Дмитрий Виноградов стал проводить опыты по получению фарфора самостоятельно, судьба фарфоровой мануфактуры оказалась в его руках.

И вот, наконец, в 1747-1748 годах Виноградов сумел получить достаточно белый и прозрачный фарфор с глазурью, которая не отставала от изделия. Его первым фарфоровым изделием стала чашечка, украшенная виноградной лозой и буквой W.

Ученый разработал точный технологический цикл производства фарфора, организовал этот процесс на мануфактуре и в 1т52 году написал  научную работу «Описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается».

Ценность русского фарфора для нашей страны была в том, что он был изготовлен из нашего отечественного сырья, что значительно снижало расходы на производство.

Русский фарфор Виноградова был очень качественным и не уступал по этому параметру саксонскому. А полученный состав фарфоровой массы был близок к китайскому рецепту.

Первый русский фарфор

Первые изделия из раннего русского фарфора были небольшими. Порцелиновая мануфактура выпускала фарфоровые пуговицы, чашки, табакерки, курительные трубки, декоративные части для столовых предметов (ножей и вилок), набалдашники для тростей.

Спустя несколько лет, в конце 1756 года, наши мастера научились делать и крупные предметы. Для этого нужен был большой горн для обжига фарфора, который Виноградов как раз построил и успешно испытал к этому времени.

Сервиз Собственный

В эти годы Елизавета II заказала ему изготовление первого столового сервиза. Который потом стали называть «Собственный».

Фарфоровый сервиз работы Виноградова - Собственный,

Предметы из первого русского фарфорового сервиза «Собственный», изготовленного Д. Виноградовым для императрицы Елизаветы Петровны. 

Белая поверхность фарфора сервиза Собственный покрыта рельефной сеточкой, в местах перекрещения которых посажены лиловые незабудки (они прописаны золотом и пурпуром). А глубокие предметы, чья основная поверхность для украшения находится снаружи, украшены рельефными гирляндами разноцветных цветочков, которые были вылеплены вручную.

Художественный фарфор в России при Екатерине II

Екатерина II всегда покровительствовала фарфоровому производству.   В 1765 году она переименовала Порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. Управляющим на нем был князь Александр Вяземский. Он  расширил завод, привлек на него европейских мастеров. При Вяземском увеличился выпуск продукции и расширились рынки сбыта, что увеличило доходы. Да и превосходные фарфоровые изделия, распространяясь по стране, постепенно начинали рекламировать сами себя, радуя хозяев, которые гордились своим приобретением. И привлекая новых покупателей из числа их гостей и знакомых.

Для того, чтобы продать первый русский фарфор, в эпоху правления Елизаветы Петровны, приходилось размещать объявления о приеме заказов. То есть — искать покупателей. Спрос был невелик. А при Екатерине II ситуация изменилась,   появился стабильный спрос на фарфор, поэтому возникли склады и магазины фарфора.

Расцвет русского художественного фарфора пришелся на  «золотой век» Екатерины.

В 1779 году на Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) пригласили талантливого скульптора — Жана-Доминика Рашетта. Он стал главным модельмейстером (заведовал скульптурной частью до 1804 г.), то есть определял форму посуды, ее дизайн. Работы Рашетта отличала классическая строгость и ясность. И этот скульптор, в большей части, определил художественный стиль русского фарфора, который выпускался в это время на ИФЗ. Рашетт стал автором около 150 моделей фарфоровых изделий.

Фарфоровые сервизы

Конечно, небольшие вещи и наборы из фарфора, предметы домашнего обихода тоже радовали своей красотой и изяществом, но  только роскошные парадные сервизы из сотен предметов могут в полной мере проиллюстрировать великие достижения художественного фарфорового искусства того времени. Поражая красотой, мастерством и изящностью мысли их автора.

Арабесковый сервиз состоял из 973 предметов. Его украшали фрески, написанные в стиле тех, что нашли при раскопках на стенах Помпеи  и Геркуланума.

Ялтинский сервиз прославлял русский флот и иллюстрировал процветание отечественной торговли.

Кабинетский сервиз состоит из 800 предметов, и в его  медальонах — рисунки античных архитектурных памятников Италии.

Фото предметов из парадного Кабинетского сервиза Екатерины II

Кабинетский сервиз — предметы из фонда Государственного музея А. С. Пушкина. Фото: moscow.ru

Сервиз с камеями

В подарок Григорию Потемкину Екатерина II заказала во Франции (в Севре) знаменитыйсервиз с камеями, состоявший из более чем 700 предметов. Его доставили в Россию в 1779 году с Севрской мануфактуры. И до 1782 года сервиз с камеями находился во владениях князя — в Таврическом дворце Петербурга. После его смерти его передали на хранение в сервизные кладовые Зимнего дворца и  потом использовали  на торжественных обедах.

Уникальный антиквариат - предметы сервиза с камеями

Отдельные предметы из столового сервиза с камеями, мягкий фарфор, Севр, Франция.

Этот уникальный сервиз стал первым столовым фарфоровым сервизом Севрской мануфактуры в стиле классицизма, для которого были изготовлены специальные формы, которые больше нигде не применялись.

Сервиз с камеями выполнен в бирюзово-васильковых тонах с позолотой,    декорирован вставками из камей (копиями знаменитых античных камей из коллекции Людовика XVI). Камея — это украшение в форме медальона, вырезанное из декоративного камня или морских раковин, в котором рельефное изображение  выступает над поверхностью (миниатюрный барельеф).

Мягкий севрский фарфор - Сервиз с камеями

Посуда из сервиза императрицы Екатерины II — сервиз с камеями, изготовлен в Севре (Франция), 1778-1779 г.г. Фото: sv-img.info

При изготовлении этого сервиза была применена новая технология нанесения изображения — способом печати по трафаретам. На отдельных предметах сервиза: сахарницах, мороженицах, бутылочных передачах сначала оставляли гнезда под эти рельефные украшения, а потом в них вставляли камеи. Их делали отдельно  из керамической массы, которую специально изобрели для этих целей.

Журналистика

Появление журналистики связано с Московским университетом. Асессор Московского университета поэт М.М. Херасков стал издавать первый в России журнал «Полезное увеселение». Одновременно с ним профессор истории университета И. Рейхель выпускал журнал «Собрание лучших сочинений», в котором в юношеские годы сотрудничал талантливый драматург Д.И. Фонвизин. В 60-70-е годы XVIII в. в журналистике большое распространение получило сатирическое направление, свой вклад в который внесла вклад и Екатерина II. В 1769 г. императрица основала сатирический журнал «Всякая всячина», официальным редактором которого стал ее статс-секретарь Г.В. Козловский. Это издание было ей необходимо для того, чтобы высказывать свою точку зрения на общественно-значимые проблемы. В журнале она опубликовала несколько статей, в которых в иносказательной форме объяснила причину неудач Уложенной комиссии. Журнал также нужен был ей для осмеяния в духе идей Просвещения разнообразных пороков. Это породило в обществе оживленную полемику о роли сатиры в обществе — должна ли она бороться с абстрактными пороками или с ее конкретными носителями. Основным оппонентом императрицы стал Н.И. Новиков. В эти же годы он издавал свои сатирические издания «Трутень» (1769-1770) и, особенно, «Живописец» (1772-1773). В своих сатирических зарисовках Н.И. Новиков стал развивать в русской художественной культуре крестьянскую тему, которая оказалась глубокой и плодотворной. Страницы журналов были полны искреннего сочувствия к тяжелому и бесправному существованию российского кормильца-крестьянина. Даже эпиграф к журналу «Трутень» — «Они работают, а вы их труд ядите» — сразу привлек внимание современников. Отныне сострадание к бедности и бедствию простых «поселян» станет «вечной темой» русской журналистики, как и всей культуры.

Русская общественная мысль

Другим направлением русской общественной мысли второй половины XVIII в. стало масонство — религиозно-этическое движение, возникшее в Англии в начале XVIII в. В России первые масонские ложи появились в 1730-е годы. Наибольшее распространение в России масонство получило в середине XVIII в., когда членами масонства стали виднейшие государственные деятели — братья Чернышевы, братья Панины, Р.И. Воронцов и другие. Масонами были также поэты А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.И. Майков, архитектор В.И. Баженов и многие другие. Масоны провозглашали построение общества свободных людей путем самоочищения и самосовершенствования, освобождения от всех сословных и национальных рамок. В России практическая деятельность масонов была направлена на просвещение народа, что привлекало в ряды масонов известных людей того времени. Вначале Екатерина II отнеслась к масонству как к модному чудачеству, которое быстро проходит и приняла решение о запрещении масонских организаций в России. Еще одно направление русской общественной мысли этого времени связано с именем А. Н. Радищева (1749-1802). Принято считать, что с его общественно-политических взглядов началось формирование в России революционной идеологии. Получив образование за границей и став поклонником идей просветителей, Радищев придает им радикальный характер. Такие взгляды сформировали решительное неприятие существующих в стране порядков и, прежде всего, крепостничества

Радищев не видел различий в историческом развитии и положении России и Европы. Ему казалось, что революционный переворот в состоянии решить все проблемы общества и принести народу истинную свободу. Эти идеи и были выражены Радищевым в его «Путешествии из Петербурга в Москву», изданном в «1790 г. (Радищев напечатал книгу тиражом 600 экз., в продажу поступило только 25 экз.). Книга вызвала «великое любопытство публики». Екатерина II, ознакомившись с этим произведением, написала на его полях: «…Бунтовщик, хуже Пугачева». Таким образом, А.Н. Радищев первым в России связал проблему уничтожения крепостного права с необходимостью ликвидации самодержавия.

 Литература

Русская литература второй половины XVIII в. по преимуществу была дворянской. Народное творчество в силу специфики условий труда было устным, в нем были такие жанры, как песни, сказания, сатирические сказки, юморески. Дворянская литература развивалась в жанре классицизма. В этот период сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). «Имя основателя и отца русской литературы», по словам В.Г. Белинского, по праву принадлежит М.В. Ломоносову.

На рубеже XVIII — XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к конкретному человеку и его чувствам. Героем художественных произведений стал простой человек. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина (1766-1826) — русского мыслителя, историка, поэта. В 1792 г. была издана его повесть «Бедная Лиза», которая стала одним из первых произведений русской сентиментальной литературы XVIII века. переживаний, способности любить и страдать. Просветительская в своей основе литература XVIII в., несла в себе гуманистическое и сатирическое начало. Но вместе с тем, отвечая требованиям эпохи, литература русского классицизма создала образ нового человека — патриота и гражданина. Она способствовала утверждению внесословной ценности человека и решительно боролась с жестокостями крепостничества.

Театр

Середина XVIII в. — важный этап в становлении отечественного театра. В 1756 г. в Петербурге был создан первый русский драматический профессиональный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым (1729-1763) Ф.Г. Волков родился в богатой купеческой семье в Ярославле . Надежды родственников на приобщение его к купеческому делу не оправдались. Он смолоду жил идеей театра. В 1750 г. Ф.Г. Волков организовал любительскую драматическую труппу. Выступления труппы были настолько удачны, что слух о ее успехах дошел до столицы. В 1752 г. ярославцы были вызваны в Петербург, где выступали на придворной сцене. В 1756 г. императрица Елизавета Петровна издала указ о создании Российского публичного театра, куда вошла значительная часть труппы Ф.Г. Волкова. В этом театре Ф.Г. Волков занимал положение первого трагика. Первым директором этого театра стал известный поэт и драматург А.П. Сумароков.

Музыка

Во второй половине XVIII в. музыкальная жизнь России ярко преобразилась. Сохранив свой самобытный облик, она стала более европейской. Хоровое партесное пение приходит в упадок. Это было связано с появлением в России высокообразованных итальянских музыкантов, принесших в Россию жанр светской музыки. На рубеже XVIII-XIX вв. в русской песенной культуре прочное место заняла народная песня, имея приверженцев во всех слоях общества. Об этом времени поэт Г.Р. Державин сказал: «Век был песен». В быту пелись песни «простонародные», «книжные», русские, цыганские, крестьянские, городские, любительские и профессиональные, «российские» и завезенные с Запада. В конце XVIII в. появился жанр камерной лирической песни (романс), текст которой обычно заимствовался из русской поэзии.

В последней трети XVIII столетия родилась русская композиторская школа: русские музыканты создали самостоятельную профессиональную традицию, которая стала неотъемлемой частью европейской художественной культуры. Ее становление связано с именами М.С. Березовского, В.А. Пашкевича и И.Е. Хандошкина. Во времена Екатерины II русская хоровая музыка стала развиваться в светском направлении. У истоков нового стиля хоровой музыки был М.С. Березовский (1745-1777). В.А. Пашкевич (1742-) — один из первых русских сочинителей оперы.

И.Е. Хандошкин (1747- 1804) — «русский Паганини» — известен как скрипач с уникальными техническими данными, как выдающийся композитор и педагог, как дирижер и собиратель народных песен. Его творческое наследие включает десятки произведений. Хандошкину удалось привнести в свое исполнительство элементы техники, идущие от национальных инструментальных традиций. Он пишет грандиозный цикл из 40 вариаций на тему народной «Калинушки», при исполнении которого показывает самые разнообразные приемы исполнительской техники. В его музыке впервые произошло органичное слияние европейского инструментального языка и русского фольклора.

Архитектура

Ведущим направлением в архитектуре второй половины XVIII в. был классицизм, для которого было характерно обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону. Значительным архитектурным событием 60-80-х гг. было оформление набережных Невы.

Одной из достопримечательностей Петербурга являлся Летний сад. В 1771 — 1786 гг. Летний сад со стороны набережной Невы был огражден решеткой, автором которой является Ю.М. Фельтен (1730-1801) и его помощник П. Егоров. Решетка Летнего сада выполнена в стиле классицизма: здесь господствует вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом общее ощущение величавости и покоя. В 1780 — 1789 гг. по проекту архитектора А.А. Квасова сооружены гранитные набережные и спуски и подъезды к реке.

Величайшим мастером русского классицизма был В. И. Баженов (1737/38-1799). Он вырос в Московском Кремле, где его отец был дьячком одной из церквей, учился в гимназии при Московском университете. Окончив в 1760 г. Академию художеств, В.И. Баженов поехал пенсионером во Францию и Италию. Живя за границей, он пользовался такой известностью, что был избран профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий. В 1762 г. по возвращении в Россию он получил звание академика. Но в России творческая судьба архитектора сложилась трагически. В.И. Баженову поручили создание дворцово-паркового комплекса зданий в селе Черная Грязь (Царицыно) под Москвой, где Екатерина II решила построить свою загородную резиденцию. Через десять лет все основные работы были закончены. В июне 1785 г. Екатерина приезжает в Москву и осматривает царицынские постройки, затем в январе 1786 г. издает указ: дворец и все постройки сломать, а В.И. Баженова уволить без жалования и пенсии. «Это острог, а не дворец», — таков вывод императрицы. Легенда связывает слом дворца с его внешним гнетущим видом. Возведение нового дворца Екатерина поручила М.Ф. Казакову. Но и этот дворец не был завершен.

Еще одним талантливым русским архитектором, работавшим в стиле классицизма, был М. Ф. Казаков (1738-1812). Казаков не был пенсионером и античные и ренессансные памятники изучал по чертежам и моделям. Большой школой для него была совместная работа с пригласившим его Баженовым над проектом Кремлевского Дворца. В 1776 г. Екатерина поручает М.Ф. Казакову составление проекта правительственного здания в Кремле — Сената . Участок, отведенный под здание Сената, был неудобной продолговатой треугольной формы, со всех сторон окруженный старыми строениями. Так здание Сената получило общий треугольный план. Здание имеет три этажа и сложено из кирпича. Центром композиции стал внутренний двор, в который вела вход-арка, увенчанная куполом. Миновав вход-арку, вошедший оказывался перед величественной ротондой, увенчанной могучим куполом. В этом светлом круглом здании и должен был заседать Сенат. Углы треугольного здания срезаны. Благодаря этому, здание воспринимается не как плоский треугольник, а как цельный массивный объем.

Третий крупнейший зодчий второй половины XVIII в.- И. Е. Старов (1744-1808). Он учился сначала в гимназии при Московском университете, затем в Академии художеств. Самое значительное сооружение Старова — Таврический дворец (1782-1789) — огромная городская усадьба Г.А. Потемкина, получившего за освоение Крыма титул Таврический. Основу композиции дворца составляет зал-галерея, разделяющая весь комплекс интерьеров на две части. Со стороны парадного входа — это ряд помещений, примыкающих к восьмиугольному купольному залу. С противоположной же стороны открывается большой зимний сад. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает ослепительную роскошь интерьеров.

С 1780 г. в Петербурге работает итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817). Его карьера в России сложилась очень успешно. Архитектурные творения в России представляют собой блестящее соединение русских и итальянских архитектурных традиций. Его вклад в русскую архитектуру заключался в том, что он вместе с шотландцем Ч. Камероном установил стандарты для архитектуры Петербурга того времени. Шедевром Кваренги стало здание Академии наук, построенное в 1783-1789 гг..

В конце 70-х годов в Россию приехал архитектор Чарлз Камерон (1743-1812), шотландец по происхождению. Воспитанный на европейском классицизме, он сумел почувствовать всю самобытность русской архитектуры и полюбить ее. Талант Камерона проявился главным образом в изысканных дворцово-парковых загородных ансамблях.

Последний по времени зодчий XVIII в. Винченцо Бренна (1747-1818) по праву считается любимым архитектором Павла и Марии Федоровны. После вступления на престол в 1796 г. Павел I смещает Ч. Камерона с поста главного архитектора Павловска и на его место назначает В. Бренну. Отныне Бренна руководит всеми постройками в Павловске, участвует во всех значительных постройках павловского времени.

 Скульптура

Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры, который связан, прежде всего, с именем Ф. И. Шубина (1740-1805), земляка М.В. Ломоносова. Окончивший Академию с большой золотой медалью, Шубин уезжает в пенсионерскую поездку, сначала в Париж (1767-1770), а затем в Рим (1770-1772). За границей в 1771 г. не с натуры Ф.И. Шубин создал бюст Екатерины II, за который по возвращении на родину в 1774 г. получает звание академика.

...

В это же время в России работал французский скульптор Этьенн-Морис Фальконе (1716-1791; в России — с 1766 по 1778). Фальконе работал при дворе французского короля Людовика XV, затем в парижской Академии. В своих работах Фальконе следовал господствовавшей при дворе моде на рококо. Подлинным шедевром стала его работа «Зима» (1771). Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой грусти. Но Фальконе всегда мечтал о создании монументального произведения, воплотить эту мечту ему удалось в России.

По совету Дидро Екатерина поручила скульптору создание конного памятника Петру I. В 1766 г. Фальконе прибыл в Петербург и начал работу. Он изобразил Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венок — символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь. Скульптура возвышается на постаменте в виде гранитной скалы весом 275 т. По предложению Фальконе на пьедестале выбита лаконичная надпись: «Петру первому Екатерина вторая». Открытие памятника состоялось в 1782 г., когда Фальконе уже не было в России. За четыре года до открытия памятника у Э.-М. Фальконе возникли разногласия с императрицей, и скульптор покинул Россию.

Живопись

Во второй половине XVIII в. в русской живописи появляется исторический жанр. Его появление связано с именем А.П. Лосенко. Он окончил Академию художеств, затем в качестве пенсионера был направлен в Париж. А.П. Лосенко принадлежит первое произведение из русской истории — «Владимир и Рогнеда».

Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры второй половины XVIII в. принадлежит творчество живописца Ф.С. Рокотова (1735/36-1808).

Еще одним величайшим художником XVIII столетия был Д.Г. Левицкий (1735-1822). Левицкий-создатель и парадного портрета и великий мастер камерного портрета. Он родился на Украине, но с рубежа 50-60-х годов начинается петербургская жизнь Левицкого, навсегда отныне связанная с этим городом и Академией художеств, в которой он многие годы руководит портретным классом. В своих моделях он стремился подчеркнуть незаурядность, наиболее яркие черты.

Еще одним замечательным художником этого времени был В. Л. Боровиковский (1757-1825). Он родился на Украине, в Миргороде, учился иконописи у отца. В 1788 г. В.Л. Боровиковский был привезен в Петербург. Он упорно учится, оттачивая вкус и мастерство, и вскоре стал признанным мастером. В 90-е годы он создает портреты, в которых в полной мере выражены черты нового направления в искусстве — сентиментализма. Все «сентиментальные» портреты Боровиковского-это изображения людей в камерной обстановке, в простых нарядах с яблоком или цветком в руке. Портреты пленяют благородством и гармонией линий, нежным, словно смягченным колоритом. Лучшим из них является портрет М.И. Лопухиной. Горделивая небрежность и изящество позы, своенравное выражение задумчивого лица — все построено на сложнейших цветовых нюансах, в основном голубого и зеленого, на игре сиреневых тонов. В итоге возникает совершенно чарующий образ, как бы слитый с природой.

В конце XVIII в. в русской живописи появляется новый жанр — пейзаж. В Академии художеств был открыт новый, пейзажный, класс, и первым профессором пейзажного класса стал С. Ф. Щедрин. Он и стал родоначальником русского пейзажа. Именно С.Ф. Щедрин первым отработал композиционную схему пейзажа, которая надолго стала образцовой. И на ней С.Ф. Щедрин выучил не одно поколение художников. Расцвет творчества С.Ф. Щедрина приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии.

Гравюра

Во второй половине века работают замечательные мастера-граверы. «Подлинным гением гравюры» был Е.П. Чемесов. Художник прожил всего 27 лет, от него осталось около 12 работ. Чемесов работал в основном в жанре портрета . Гравированный портрет развивается в конце столетия очень активно. Помимо Чемесова можно назвать Г.И. Скородумова, известного пунктирной гравюрой, создавшей особые возможности «живописной» трактовки (И. Селиванов. Портрет вел. кн. Александры Павловны с оригинала В.П. Боровиковского, меццо-тинто; Г.И. Скородумов.

Декоративно-прикладное искусство

Во второй половине 18 века высокого художественного уровня достигла гжельская керамика — изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В начале XVII в. крестьяне гжельских деревень стали выделывать из местной глины кирпич, однотонную светлую поливную посуду, игрушки. В конце XVII в. крестьяне освоили изготовление «муравленой», т.е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью.

Федоскинская миниатюра

В конце XVIII в. в подмосковном селе Федоскино сложился вид русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше. Федоскинская миниатюра возникла благодаря одной вредной привычке, которая была распространена в XVIII веке. В те давние времена было очень модно нюхать табак, причем этим занимались все: знать, простолюдины, мужчины, женщины. Табак хранили в табакерках из золота, серебра, черепаховой кости, фарфора и других материалов. И вот в Европе стали делать табакерки из прессованного картона, пропитанного растительным маслом и просушенного при температуре до 100°C. Этот материал стали называть папье-маше (жеваная бумага). Табакерки покрывали черным грунтом и черным лаком, в росписи использовали классические сюжеты. Такие табакерки были очень популярны в России.

Заключение

Таким образом, во второй половине XVIII в. — в век «Разума и Просвещения» в России была создана неповторимую, экономическую, политическую и во многом уникальную художественную культуру. Этой культуре была чужда национальная ограниченность и замкнутость. Она с удивительной легкостью впитала и творчески переработала все ценное, что было создано трудом художников других стран. Родились новые виды и жанры искусства, новые художественные направления, яркие творческие имена.

Интересные факты о Екатерине Великой

Сложно сделать небольшой пост о жизни столь интересного, разностороннего и талантливого государственного деятеля, как Екатерина II. Здесь выбраны занимательные факты о ее жизни и несколько исторических анекдотов.

1. В январе 1744 года эскортом, сопровождавшим из Риги в Петербург пятнадцатилетнюю принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербст-Эверскую, которая через 18 лет взойдет на трон России как самодержавная Императрица Екатерина II командовал Иеронимус Мюнхгаузен. Тот самый всем известный правдолюбец!

2. Распорядок дня: После вступления на престол Екатерина сразу же установила новые порядки при дворе, подчинив свой режим государственным делам. Ее день был расписан по часам, и распорядок его оставался неизменным на протяжении всего царствования. Изменялось лишь время сна: если в зрелые годы Екатерина вставала в 5, то ближе к старости – в 6, а к концу жизни и вовсе в 7 часов утра. С 8 до 11 государыня принимала высокопоставленных чиновников и статс-секретарей. Дни и часы приема каждого должностного лица были постоянными. Но немецкая педантичность давала о себе знать не только в этом. Ее бумаги всегда лежали на столе в строго определенном порядке. Часы работы и отдыха, завтрака, обеда и ужина были также постоянными. В 10 или 11 часов вечера Екатерина заканчивала день и отходила ко сну.

3. После обеда императрица принималась за рукоделие, а И.И. Бецкой в это время читал ей вслух. Екатерина «мастерски шила по канве», вязала на спицах. Окончив чтение, переходила в Эрмитаж, где точила из кости, дерева, янтаря, переводила на стекла антики, гравировала, играла в бильярд.

4. К моде Екатерина была равнодушна. Она ее не замечала, а порой и вполне сознательно игнорировала. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, однако писала пьесы и даже отправляла некоторые из них на «рецензирование» Вольтеру.

5. Екатерина придумала для шестимесячного цесаревича Александра особый костюмчик, выкройку которого у нее просили для собственных детей прусский принц и шведский король. А для любимых подданных государыня придумала покрой русского платья, которое вынуждены были носить при ее дворе.

6. На щите при входе в Эрмитаж красовалась надпись: «Хозяйка здешних мест не терпит принужденья».

7. Люди, близко знавшие Екатерину, отмечают ее привлекательную внешность не только в молодости, но и в зрелые годы, ее исключительно приветливый вид, простоту в обращении.

8. Императрица была вспыльчива, но умела владеть собой и никогда в порыве гнева не принимала решений. Была очень вежлива даже с прислугой, никто не слышал от нее грубого слова, она не приказывала, а просила выполнить ее волю. Ее правилом, по свидетельству графа Сегюра, было «хвалить вслух, а бранить потихоньку».

9. Баронесса Элизабет Димсдейл, которая впервые была представлена ей вместе со своим супругом в Царском Селе в конце августа 1781 г. описала Екатерину так: «очень привлекательная женщина с прелестными выразительными глазами и умным взглядом»

10. Та же баронесса посчитала, во сколько обходится питание Императрицы. оказалось, что ежедневно на это тратится 90 рублей (для сравнения: жалованье солдата в эпоху правления Екатерины составляло всего 7 рублей в год). Обедает императрица в час дня. Ей прислуживают лакеи, подают еду на серебряной посуде. Она сдержанна в еде и никогда не ужинает. Из-за частых головных болей перед сном выпивает немного белого вина.

11. При ее царствовании с 1762 по 1796 год население России возросло с 30 до 44 миллионов, армия и государственный органы были модернизированы, владения империи значительно расширились.

12. За время ее царствования была совершена только одна казнь — предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева.

14. За содействие распространению буддизма в России, Екатерина II была причислена ламами Бурятии к одному из проявлений Белой Тары. С тех самых пор буддизм в России одна из традиционных религий.

15. Томас Димсдейл, английский врач был вызван из Лондона для введения в России прививок от натуральной оспы (от этой страшной болезни в 1729 г. умер юный император Петр II). Зная о сопротивлении общества нововведению, императрица Екатерина II решила подать личный пример и стала одной из первых пациенток Димсдейла. В 1768 г. англичанин привил оспу ей и великому князю Павлу Петровичу. Выздоровление императрицы и ее сына стало знаменательным событием в жизни русского двора.

16. Задолго до кончины Екатерина составила эпитафию для своего будущего надгробия: «Здесь покоится Екатерина Вторая. Она прибыла в Россию в 1744 году, чтобы выйти замуж за Петра III. В четырнадцать лет она приняла троякое решение: понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. Восемнадцать лет, исполненных скуки и одиночества, побудили ее прочесть много книг. Взойдя на российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства».

17. Царствование Екатерины II завершилось, по легенде, из-за совета знахаря-проходимца принимать ванны для ног в холодной воде, вслед за чем последовал удар и 36-часовая агония.

Добавить комментарий