3396

натюрморт

Понятие «натюрморт»  вошло в обиход в 15–16 вв. Тогда его рассматривали, как часть общей композиции. В период своего зарождения натюрморт обычно служил украшением мебели либо искусной маской потайных ниш. Согласно дословному переводу с французского, натюрморт означает мертвую природу. Смысл его в том, что художники на своих полотнах изображали неодушевленные предметы. И в этом существенное отличие натюрморта, скажем, от портрета или пейзажа. С голландского языка слово натюрморт переводится, как «тихая неподвижная жизнь», что более точно выражает его суть. Очень продолжительное время ощущалась связь натюрморта с религиозными картинами. И, самое интересное, что искусство натюрморта, несмотря на свое значение оказалось, что называется, живее всех живых — зародившись в далекие века, оно продолжает цвести и развиваться по сей день.

Самостоятельным жанром изобразительного искусства натюрморт окончательно становится только в 17 в. Творчество живописцев-современников в тогдашней Фландрии и Голландии показывает аллегорию предметов натюрморта, используемых в живописи, напоминая о быстротечности жизни и неминуемом конце. Наделяя знакомые и часто встречающиеся предметы домашнего обихода дополнительным значением, им удается доступно передать этот смысл.

В России по-своему формировался натюрморт, как отдельный жанр в живописи. В начале его считали довольно примитивным и изображали дары природы с разнообразными предметами и, конечно же, цветы. Затем русская натюрмортная живопись вступает в эпоху расцвета и приобретает равное положение среди других жанров. После революции тема социалистического строительства дала новые идеи для воплощения в искусстве. Особенно ярко выразились в натюрморте поиски мастеров в области форм, компоновки и палитры. Рождались новые образы, тематика, приемы, давшие толчок дальнейшему стремительному развитию.

Виды натюрморта

Естественно, в процессе своего становления натюрморт приобретал те или иные черты и, таким образом, были выделены различные виды натюрморта. С одной стороны по технике изображения, с другой – по смысловому содержанию, то есть в зависимости от того, что изображается на картине.

В зависимости от внутреннего содержания и наполнения натюрморты подразделяются на следующие виды, сформировавшиеся в процессе исторической эволюции жанра.

Нидерландский натюрморт
Нидерландский натюрморт

Нидерландский натюрморт. Грандиозные для такой небольшой страны достижения в естествознании, точных и общественных науках дали возможность развитию искусства и, в частности, натюрморта.

Жизнь страны неизбежно накладывала отпечаток и на содержание натюрморта. Мореплаватели из своих путешествий в экзотические страны привозили не только диковинную посуду и растения, но и новые методы и подходы, что олицетворялось в уникальных нидерландских натюрмортах 17 в. Все те изображаемые предметы показывали достаток страны и ее жителей. Такая подход пришелся по вкусу, и люди охотно приобретали картины для украшения интерьера.

фламандский натюрморт
фламандский натюрморт

Значительный расцвет натюрморт получил во Фландрии и был назван фламандский натюрморт. Многие общие черты объединяют его с так называемым голландским натюрмортом — типом демократичного голландского «завтрака». Ему свойственны изображения очень скромных по внешнему виду предметов домашнего типа.

французский натюрморт
французский натюрморт

Невозможно не упомянуть о французском натюрморте, в котором торжествует декоративность придворного искусства. Романтическое настроение натюрморту придавали охотничьи трофеи и цветы. Прекрасно дополнит такой натюрморт интерьер кабинета, прихожей или гостиной.

Иллюзионистический натюрморт – обманка (тромплей)
Иллюзионистический натюрморт – обманка (тромплей)

Иллюзионистический натюрморт – обманка (тромплей). Стал популярен в середине 17 в. В таких натюрмортах используется иллюзионистский прием, искусно создающий обман зрения трехмерного пространства, наподобие современной техники художественной росписи – объемной или 3D.

По технике изображения различают такие виды натюрмортной живописи.

Для создания декоративного натюрморта художник использует стилизованные формы, близкие к орнаменту, но имеющие символическую суть. Ему свойственны яркие контрастные цвета, выразительные силуэты и плоскостность. Плоскостность декоративных натюрмортов прекрасно сочетается с плоскостью стены. Этот жанр искусства способен украсить интерьер помещения, его архитектуру. Картина может быть выполнена в той же цветовой гамме, что и помещение, гармонично продолжая его. А может, наоборот представлять собой яркое пятно, акцентирующее на себе внимание, и этим развивая пространство в каком-то ритме. Оказавшись в такой обстановке, внутренне настраиваешься на ритмичность и музыкальность.

Работая над реалистичным натюрмортом, художник изображает настолько яркие живописные полотна, что их практически невозможно отличить от фотографии. Композиция не перегружена множеством предметов, передает их индивидуальность и максимально приближена к натуре. Каждое цветовое пятно имеет четкий контур и объем и представлено в реальном цвете.  Например, украшая интерьер спальни или гостиной, можно самостоятельно составить легкую композицию из любимых цветов. В небольшой вазе или любом другом сосуде достаточно поместить скромный букет, в котором зеленая листва и крупные цветы с легкой небрежностью переплетаются естественным образом. Прекрасным интерьерным дополнением станут гроздья винограда и сочные яблоки, расположенные на изящной тарелке. Несколько виноградин живописно лежат на белой салфетке или скатерти. Рассматривая подобные натюрморты, как бы ощущаешь аромат и вкус плодов и напитков.

Гиперреалистичные натюрморты появились уже в современности. Благодаря открывшимся новейшим технологиям и возможностям выполнения фотографий, стало возможным получение настолько четкого изображения, что создается иллюзия реальной жизни.

В абстрактном натюрморте все предметы изображены искаженно, практически схематично и могут быть далеки от реальности. Все цвета не имеют плавных переходов, а напротив, они имеют резкие очерченные края.

Абстрактный натюрморт может быть выполнен также в технике гризаль или графика

Стилизация.

Это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Стилизация — обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, произведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности.
Характерные признаки, свойственные целым историческим эпохам, отрабатывались и совершенствовались, в результате возникали исторические художественные стили. Обязательным условием в творческой стилизации — индивидуальный характер, где авторское видение переплетается с творческой обработкой явлений и объектов окружающей среды и как результат отображение их с элементами новизны.В ходе развития изобразительного искусства стилизация как творческий метод была известна еще с древних времен. Особого совершенства стилизация достигла в древнегреческих и древнеримских орнаментах, в которых преобладали стилизованные изображения растительного и животного мира рядом с геометрией и узорами.

original
Стилизация птицы

Стиль формулирует сущность, исключительность художественного творчества в общности всех компонентов — содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи.

Стиль часто путают с манерой. И хоть эти два понятия очень близки, понятие «манера» намного уже, чем понятие «стиль». Манера — внешнее индивидуальное использование художником изобразительных средств в ходе творческого процесса. В то время как стиль — соединение, единство всех компонентов художественного произведения.

Главной задачей стилизации является достижение  максимальной выразительности и эмоциональности в ущерб реалистичности и правдивости. Все несущественные детали отбрасываются, а характерные признаки и особенности, отражающие суть акцентируются и выделяются.

Основные общие черты стилизованных объектов и декоративных изображений: лаконичность форм, обобщенность и символичность, красочность и геометричность.

При стилизации характерные особенности изображаемого объекта в различной степени утрируются и искажаются. Чем больше преувеличений и искажений, тем больше изображение становится обобщенным и условным, а на самой последней стадии — абстрактным.

Высшей формой отказа в изображении от несущественных реалистичных деталей с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация. Абстрактную стилизацию разделяют на два вида: абстракция, имеющая натуральный образец, и абстракция беспредметная (вымышленная).

Особенно широко используется стилизация при создании растительного орнамента. Природные формы, нарисованные с натуры, слишком перегружены несущественными деталями. Стилизуя, художник, выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит ритмическую основу изображения.

 Стилизованный натюрморт

Натюрморт— жанр изобразительного искусства в котором различные предметы объединены в единую группу, но специфика натюрморта такова, что требует от художника особого внимания к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и их пространственных соотношений.

В стилизации натюрморта важна не только условность, присущая всему декоративному искусству, а важно скомпоновать все элементы изображения в едином плане. Цвет, фактура, линия должны быть подчинены одному замыслу.

5

Главное в натюрморте, в том числе и стилизованном — уравновешенность. Динамика в композиции стилизованного натюрморта создается из форм с острыми углами, наклонных линий, ярких контрастов, а также не лишним будет применение членения плоскости на неравные части.Построение декоративного натюрморта базируется на выделении одного главного элемента, вокруг которого выстраивается, объединяющая все компоненты композиция. Стилизация может упрощать предметы до символов и силуэтов, а может наоборот за счет усложнения формы и насыщения декоративными деталями создать единый композиционный ансамбль.

При создании статических и симметричных натюрмортов лучше использовать формы со строгими очертаниями, спокойных нежных цветов и неярких контрастов. При необходимости можно расчленить плоскость на равные части.

При работе со стилизованным натюрмортом необходимо сосредоточить внимание на пластике форм, их выразительности, декоративности, не забывая при этом о принципах построения, заботясь о правильном размещении предметов на плоскости.

Цвет в натюрморте может использоваться как с учетом натурального цвета, так и условно, соответственно с замыслом художника.

 Цвет в стилизации

Декоративное стилизованное изображение с использованием натуры часто подсказывают или задают цветовую гамму. Но в то же время любая стилизованная композиция должна иметь четкую цветовую схему, которая в большей степени поможет выразить авторский замысел и наиболее ярко создаст необходимое впечатление. Поэтому декоративной стилизации особенно свойственны условные цветовые отношения, локальное и контрастное использование цвета.

vremena_goda_natjurmort
Цвет в стилизации

Цвет каждого отдельного объекта декоративной композиции, как и ее общую гамму, нужно переосмысливать и преобразовывать для подчеркивания и усиления стилизационного эффекта, таким образом делая цвет одним из важных изобразительных средств стилизации.

В соответствии с творческим замыслом цвет стилизованного объекта композиции может быть объективным (натуральным, реальным) или субъективным (нереальным, выдуманным).

Для беспредметной абстракции правильный и точный выбор колорита особенно важен, так как в таких композициях основной задачей цвета — передача эмоциональных состояний и настроений.

Добавить комментарий