МОДА ЭПОХИ БАРОККО

Baro_9

Baro_5

Сегодня мы не без удивления наблюдаем возвращение в нашу жизнь стиля Барокко. В дизайне вообще и в моде, в частности, мы видим множество черт «необарокко», но в его совершенно современном прочтении. Нетрадиционные материалы и приемы обработки в сочетании с гламуром, пышностью, декоративностью этого стиля дают совершенно потрясающие результаты, превосходящие, так сказать, «истоки».

Николя де Ларжийер. Портрет Людовика XIV с семьёй
Николя де Ларжийер. Портрет Людовика XIV с семьёй.

В целом Баро́кко — характеристика европейской культуры, центром которой, начиная с конца XVI и до XVII в. была Италия. Позже, когда Италия переживала период государственной раздробленности и упадка, наиболее могущественным и богатым государством стала Испания. В период так называемых «великих географических открытий», когда европейцы в поисках золота, серебра и пряностей бороздили океаны и открывали для Старого Света все новые колонии, испанские завоеватели-конкистадоры наполнили страну серебром и золотом, что, в свою очередь, не замедлило отразиться и на тенденциях моды. Мало какая эпоха может сравниться с этим временем, когда испанский костюм буквально слепил своей пышностью и роскошью. Конечно, правящая верхушка и других европейских стран не могла оставаться в стороне, перенимая модные тенденции. Таким образом, стиль Барокко быстро завоевал всю Европу.

 

 

Наиболее ярко новый стиль проявился в зодчестве, и, прежде всего, в церковных сооружениях. Пышный, парадный, торжественный, стиль Барокко был призван возвеличивать и прославлять, прежде всего, могущество Церкви, а также «помазанников божьих», – т.е. власть и аристократию. Этот период дал мировой культуре такие жемчужины, как грандиозные городские ансамбли (Собор и площадь святого Петра в Риме), дворцово-парковые комплексы (Версаль), многих знаменитых художников. Ключевым качеством барокко является стремление к объединению различных видов искусств, синтезу в едином ансамбле живописи, архитектуры, декоративного искусства и скульптуры.

Интерьер Барокко Фонтан Треви (Рим) Дворцовый ансамбль эпохи Барокко
Интерьер Барокко Фонтан Треви (Рим) Дворцовый ансамбль
эпохи Барокко

 

В целом для эпохи барокко свойственны грандиозность, обилие внешних элементов и эффектов, стремление к величию, патетическая приподнятость, демонстрация роскоши, богатства и пышности, театральность, граничащая с аффектацией. Естественность и непринужденность в эту эпоху отождествляется с дикостью и невежеством.

Мадам де Монтеспан, фаворитка Людовика XIV
Мадам де Монтеспан, фаворитка Людовика XIV

С закатом славы Испании пальма первенства переходит к Англии и Франции. Во Франции мода эпохи барокко соответствует времени правления Людовика XIV, которого придворные льстецы называют «Король-солнце» (1643-1715 гг.). Жесткую геометрию испанского костюма, металл и бархат во Франции сменили яркие краски и тона, нарочитая небрежность и вольность, придаваемая обильным использованием в одежде кружев и лент.

К этому времени Франция уже стала признанной законодательницей мод в Европе, а поэтому все законы этикета, стиля, манер и моды диктует королевский французский двор в Версале. Собственные представления короля превалируют над всем, и приняты в качестве эталона также и в вопросах моды, а потому это время в истории известно как «версальский диктат». Французская мода стирает национальные различия и даже сближает по внешнему виду отдельные сословия. Этот момент принято считать началом отсчета триумфального шествия западной культуры, западного стиля и западной цивилизации в целом.

 

Мода эпохи Барокко
Инфанта Маргарита Тереза в голубом платье.
Веласкес, 1659 г.

Версаль постоянно блистал роскошными балами, которые устраивал Король-солнце. Присутствовать на этих балах считала за честь вся европейская знать. Все в туалете эпохи Барокко должно было ярко демонстрировать принадлежность к кругу избранных. Поэтому привычным являлось обильное украшение одежды драгоценностями – например, один из королевских костюмов был украшен двумя тысячами алмазов! Конечно, придворные, в подражание королю, не хотели отставать от моды на роскошь и пышность.

Жизнь высших слоев общества стала напоминать театральную пьесу, которая с утра до ночи разыгрывалась на подмостках реальности. Однако эта декорация была не просто дорогостоящей и сложной забавой, – на самом деле все было поставлено на службу усиления абсолютизма, неограниченную, безраздельную власть короля и дворянства.

Мода эпохи Барокко
Барбара Палмер. Портер работы Джона Майкла.

Одежда этой эпохи очень красочна и живописна. Основная особенность женского костюма этого, так называемого «Галантного века» – это эротизм и женственность. Продолжая общие тенденции стиля Барокко, в сложных драпировках платья отображаются движение и блеск, свет и тень. Кружевные манжеты, полностью закрывающие руки, жесткий корсет, не дающий свободно вздохнуть, высокие каблуки, узкие камлоты, стесняющие движение –  одежда Барокко всячески демонстрирует богатство и праздность своего обладателя. Требования сложного придворного церемониала способствует тому, что в такой одежде можно передвигаться плавно и торжественно.

Императрица Российская императрица Анна Иоанновна.
Российская императрица Анна Иоанновна.
Луи Каравак, 1730

 

Костюм очень декоративен и красочен. Традиционная ткань, из которой в эту эпоху изготавливается платье– узорчатая парча, а также роскошный лионский и белый испанский шелк. Но самого блеска и роскоши ткани для того времени оказывается недостаточно, поэтому платье обильно декорируется. Для украшения используется вышивка, кружево, ленты, шнуры.

Крой платья сложен и многослоен. Швы, соединяющие рукава, специально не сшиваются, открывая взорам нижнее белье, которое становится своеобразным произведением искусства, – изысканным и роскошным.

Мода эпохи Барокко
Элеонора Пфальц-Нойбургская, позже императрица Австрии.
Картина неизв. автора, 1680

 

Мужчины носили пышные парики, шелковые чулки с узорами, галстуки в виде огромных бантов. Для дам обязательным было ношение туго зашнурованных корсетов, создававших чрезвычайно тонкую талию, и кринолины необъятной ширины.

Дополняет костюм, можно даже сказать, «венчает» его заметное новшество XVII века – парик. Парик зрительно увеличивает объем головы и выразительно демонстрирует достоинство его хозяина. Он служит знаком светской власти, призван превозносить государя и сильных мира сего.

 

Мода эпохи Барокко
Портрет Марии-Луизы де Тассис. Ван Дейк, 1630 г.

К концу XVII в. мода снова меняется. Туалеты, подчиняясь предписанной придворным этикетом моде, приобретают черты искусственности и большей стилизации. Свободные формы одежды становятся неподвижными и застывают, юбка, опять опирающаяся на железные обручи, теперь разрезается и приподнимается на боках. Таким образом, становится видна нижняя юбка.

Лиф платья также меняется. Опять в ходу корсет на китовом усе, он плотно зашнурован и снова имеет прямоугольное декольте. Перед лифа, украшенный кружевами, называемый планшетт (planchette), снова укоротился до линии талии. Голова, вырез платья и рукава покрываются кружевами.
.

Мода эпохи Барокко
Инфанта Мария-Тереза в возрасте 14 лет.
Веласкес, 1652 г.

 

К 1680 г. поверх неширокой нижней юбки (робе), сплошь украшенной вышивкой, надевалось верхнее платье другого цвета (манто). Манто сильно собиралось в спине и заканчивалось шлейфом. Цветовая гамма – насыщенных, густых, темных тонов: темно-синего, бордового, густо-красного, королевского пурпурного.

В моде барокко использовалось множество дополнений: веера, муфты, пояса, пряжки, подвязки и корсеты, пуговицы, перчатки, перевязи для тростей.

Мода эпохи Барокко
Принцесса Генриетта Мэри Стюарт.
Ван Хальс, 1652 г

 

В использовании косметики самым продвинутым модницам сегодняшнего дня далеко до дам эпохи Барокко! Пудра, белила и румяна использовались так обильно, что лицо больше напоминало маску. Чтобы оттенить белизну кожи, на лицо приклеивали искусственную родинку – мушку. Существовал целый «язык мушек», и дама, наклеив мушку определенной формы и в определенном месте, могла отказать кавалеру, или, напротив, выказать ему свои страстные чувства.

Мода эпохи Барокко
Леди Дороти Мэйсон, Годфри Кнеллер, 1680 г.

 

Что касается причесок, то в 1660-е гг. в моде были прически «манчини» и «севиньи» (по имени знаменитой писательницы и по имени племянницы кардинала Мазарини, которую король любил в юности). Позднее то, что украшает в эту эпоху женские головы, вряд ли можно назвать просто прическами. Скорее, это сложные и вычурные специальные сооружения, которые называются «фонтанж», – по имени герцогини де Фонтанж– одной из многочисленных фавориток короля Людовика XIV.

 

Король Людовик XIV в окружении придворных дам в концерте

Фонтанж представлял из себя высокую основу на проволочном каркасе, на которую крепился жесткий чепец с несколькими рядами полотняных оборок или кружев, собранных в складки.  Известно более 100 видов фонтанжа. Размеры фонтанжа были чудовищными: говорят, у одной модницы в Вене он достигал 1,3 метра, но обычно высота прически составляла около 50-60 см.

На сооружение фонтанжа, разумеется, уходила масса времени, что не позволяло женщинам не то что мыть голову, но даже ежедневно расчесывать волосы. Даже аристократки могли делать это не чаще одного раза в 1-2 недели, а женщины более низкого сословия причесывались и того реже – раз в месяц. В целях красоты и стойкости прически, отбивания неприятного запаха волосы смазывали белком, растопленным бараньим жиром, а также без меры использовали всевозможные ароматические помады и масла.

Благодаря этому распространенным явлением при королевских дворах становятся неприятные насекомые – вши и блохи. Красавицы того периода имеют в своем арсенале специальные приспособления – блохоловки и палочки для изящного почесывания головы.

На какой то период европейские красавицы отказались от фонтанжа. Когда в 1713 г. на приеме в Версале англичанка герцогиня Шрусбери предстала перед Людовиком XIV с гладко зачесанными волосами, тотчас в моду вошла гладкая маленькая прическа с локонами, рядами ниспадающими на плечи. Популярность маленьких причесок сохранялась довольно долго пока в 70 е годы XVIII в. в моду не вошли сложные конструкции из высоко взбитых волос, значительно превышающие по сложности пресловутые фонтанжи.

В первой половине XVIII ст. Барокко развивается в направлении  к более грациозному и легкому стилю – Рококо. Барокко сосуществует и переплетается с ним, а к 1770-м гг. вытесняется классицизмом и рационализмом.

Добавить комментарий