Искусство первой половины ХIХ века

Вводная лекция по Искусству первой половины ХIХ века

К началу 19 века европейская цивилизация подошла с большим багажом накопленных знаний и достижений в науке и культуре, век просвещения привел европейского человека к осмыслению своего места в мире. Эпоха жеманных дам и галантных кавалеров, кружевных манжет и напудренных париков сменилась эпохой рационального мышления и практичности.

Искусство первой половины ХIХ века занимает особое место в Европейской культуре. Это был век активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности, которое повлекло за собой развитие новых направлений человеческой мысли, естественных наук, становление буржуазных свобод.

XIX в. в европейской литературе и искусстве — период появления произведений, ставших огромным достоянием культуры, хотя факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в политической жизни, социальном развитии, религиозном аспекте.

Cтремительный скачок науки в связи с буржуазными революциями повлек за собой становление различных, можно сказать диаметрально противоположных позиций: с одной стороны — установление и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с другой — критическое неприятие этого зародившегося буржуазного общества. Отсюда — появление основных, столь несходных, явлений в культуре XIX века как романтизм и реализма.

Три фактора сделали возможным создание особого культурного лица 19 века: демократия, экспериментальная наука и индустриализация (второй  и третий можно объединить под одним словом техника). Ни один из этих факторов не был созданием века, но именно 19 столетие провело их в жизнь, полностью изменив жизнь общества во всех ее сферах: экономике, политике, в социальной сфере, в искусстве, и, что важно, в сфере морали.

Развитие науки в XIX веке подошло к тому рубежу, когда нравственные ценности и цели собственно человеческой жизни стали сдерживающими факторами, — и от них просто отказались, заменив другими, созвучными времени. Именно эта замена ценностиных ориентиров и вызвала наибольший кризис в культуре и искусстве, так как культурная и творческая среда человечества не могла и не хотела принимать новые нормы буржуазной жизни. С другой стороны – в обществе уже назрел отказ от старых идеалов, реализация которых привела к войнам, революциям и кризисам.

В начале 1830-х годов наступает переход к господству материальной стороны личности. А конец 1840-х – 1850-е годы стали временем утверждения атеизма, как господствующего идеологического направления, и выдвижением на первый план конкретной человеческой личности, взятой в качестве основы мира и решительным образом не терпящей рядом с собой никакого Бога.

Происходит постепенная замена “личностной” культуры на “массовую”. Она затронула все ее сфе­ры: экономику и политику, управление и общение людей. Очень важным становится требование “быть как все”. В системе человеческих отношений доминирующим становится принцип «равенства возможностей», гласящий, что богатство может принадлежать любому человеку, а не только тем, кто относится к высшим слоям общества. Остается это богатство только заработать.

Важной характеристикой общества 19 века является отношение к богатству. Оно не рассматривается теперь как нечто естественное и данное человеку свыше. Его можно и нужно заработать самому. Это становится смыслом жизни, и постепенно проникает во все сферы человеческого бытия. Божий закон заменяется принципом наивозможного большего счастья, а счастье определяется количеством денег. Деньги играли важную роль и раньше, но в дворянско-рыцарские времена к ним не положено было проявлять интерес, их следовало не замечать, так как богатство было дано вместе с титулом Богом. Буржуазное же мировосприятие все переводит на деньги.

В начале XIX в. еще сохранял свои ведущие позиции классицизм, продолжавший традиции Возрождения, однако неприятие буржуазного образа жизни, протест против бездуховности и эгоизма капиталистических отношений нашли отражение в романтизме, на смену которому через некоторое время пришел реализм.

19 век в истории европейской культуры прославился не только выдающимися достижениями в области науки  и техники, но частыми радикальными переменами в сфере художественной культуры. Характерной чертой искусства 19 столетия является отсутствие какой-либо единой эстетической доминанты – видовой, родовой, жанровой. Одно значительное  художественно стилевое направление сменяло другое, отражая стремительность эпохи. На смену рационализма Просвещения  пришла эмоциональность, экзальтированность и иррациональность романтизма – идейно-художественного  направления в европейской культуре начала 19 века, связанного с абсолютизацией чувственного начала  и интересом к неординарным  проявлениям человеческого характера, последнего крупного целостного культурного образования. А вслед за романтизмом пришел реализм, отражающий чаянья общества 19 века.

В развитии культуры 19 века можно выделить две основные эпохи:

  • –          эпоху романтизма и реализма (первая половина века).
  • –          эпоху декаданса (с конца 50-х годов до первой  мировой войны).

Рассмотрим первую эпоху подробнее.

Стили и направления искусства первой половины 19 века.

Ампир – стиль позднего классицизма в западно-европейской архитектуре и декоративно-прикладном искусстве первой трети 19 в., отличающийся пышностью и великолепием, возникший во Франции в период империи Наполеона 1. Для ампира характерны строгость и ясность форм, стилизованных под древнеримское искусство.

Декоративное решение стиля Ампир преобладает над конструктивным.

Опирается на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима. Он черпает из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументально массивные портики (дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т.д.). Древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы: большие нерасчлененные плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т.п.

Стиль Ампир выражает эстетические вкусы крупной буржуазии и прославляет военные подвиги Наполеона. Целям прославления успехов государства служит мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (повторение арки Септимия Севера в Риме — арка на площади Каррусель в Париже).

Романтизм – направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм и выдвинувшее на первый план индивидуальность, «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играют острое индивидуальное восприятие и переживание. Благотворная роль романтизма заключалась в том, что он способствовал освобождению искусства от отвлечённых классических догм, повороту искусства к национальной истории и образам народного фольклора.

Живопись. В портретном жанре стили выявляться яркая индивидуальность, глубина и сила чувств, неповторимость персонажа. Придавали композиции динамику, объединяли формы бурным движением, усиливали роль колорита с контрастами тёплых и холодных тонов, света и тени. свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов

В архитектуре – в садово-парковом искусстве и архитектуре малых форм (гроты, беседки, павильоны). Романтизм способствовал возникновению барбизонской школы во Франции, дюссельдорфской школы в Германии, прерафаэлитов в Англии. В России предшествовал критическому реализму. Развитие классицизма и романтизма в архитектуре совпало с началом использования новых конструкций, строительных материалов и строительных методов. Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики. Романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение.

Романтизм способствовал возникновению барбизонской школы во Франции, дюссельдорфской школы в Германии, прерафаэлитов в Англии. В России предшествовал критическому реализму.

Критический реализм:

— глубже чем романтизм, чувствовал несовершенство социальной жизни;

— не рассматривал человека вне его социальной среды;

— не использовал субъективные методы отражения реальности, такие как символика, аллегоризм, метафоричность;

— человек понимается в целостности с конкретными условиями социальной среды и особенностями исторической эпохи.

Живопись: В рамках направления формируются новые жанры — бытовая картинка, пейзаж, натюрморт, портрет в жанре реализма. Главная особенность критического реализма — изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека Методом критического реализма широко пользовались художники-передвижники (И. Крамской, И.Репин, В.Суриков, В.Маковский, А.Саврасов, И.Шишкин, В.Васнецов, А.Куинджи, И.Левитан, В.Поленов…)

Европейский реализм: пейзажи Т. Руссо, графика О. Домье, «крестьянская живопись» Ж. Милле, многожанровое творчество Г. Курбе.

Классицизм же переродился в безжизненный академизм и возродился в виде неоклассицизма уже во второй половине 19 века.

Заключение

XIX век был революционным в истории европейской культуры. Было создано новое пространство существования человека и в материальной, и в социальной, и в духовной жизни человека. Этому способствовали: переворот в науке и промышленности, либеральная демократия и новая философия.

Теряет былое господствующее положение дворянство, уступая его буржуазии. Формируется сильный интеллектуальный профессиональный слой, который начинает играть возрастающую роль в духовной жизни и занимает влиятельное положение в социальной структуре общества. Меняются социально-экономические условия, что приводит к существенным переменам в науке, литературе, искусстве. Бурный рост производства дал толчок развитию научных фундаментальных и прикладных исследований, особенно естественных и технических. Можно сказать, что ХIХ век в истории Европы стал временем практического воплощения в жизнь программы, разработанной эпохой просвещения. Если ХVIII век был веком разума, то ХIХ явился веком науки и техники, их стремительного и ошеломляющего прогресса. Кризис перехода к новому сознанию пришелся на первую половину 19 века.

Средоточием системы ценностей европейской культуры XIX. в. был и остается Человек. Само понимание человека претерпело сложную эволюцию от богоподобного человека античности до свободной личности Нового времени. Новые мировоззренческие течения XIX в. выдвинули проблемы человека как существа социального, биологического и в то же время уникального, непостижимого в своей тайне. К характерным признакам Нового времени относится не только развитие национальных культур, но и резкое расширение международного культурного обмена и сложение общеевропейской культуры.

 

Добавить комментарий