Реализм в Европейском искусстве

Реализм

В середине XIX века происходит разрыв с романтической традицией, на смену которой приходит реализм — направление, которое наиболее ярко отражает противоречия той эпохи. Реализм развивался не в качестве противопоставления предшествующих направлений (классицизма, сентиментализма, романтизма), а как метод, вобравший в себя их достижения, который к середине столетия становится господствующим направлением в европейской культуре.

Реализм появился во Франции и Англии, в тех странах, где раньше, чем в других Европейских государствах, восторжествовали буржуазные идеи. Поэтому не случайно именно Франция и Англия дали лучшие произведения реалистической литературы. Так Виктор Гюго создал романы «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», Чарльз Диккенс — «Домби и сына», «Тяжелые времена», Уильям Теккерей — «Ярмарку тщеславия», в которых ярко и правдиво показаны сущность и пороки капиталистического строя. Вторая половина XIX в. явила не менее блестящих писателей (Джон Голсуорси, Джорж Бернард Шоу, Ги де Мопассан и др.), а в последней трети века мировое значение приобрела норвежская литература (Генрих Ибсен, Кнут Гамсун и др.). [7]

Х1Х столетие оставило миру течения и стили в литературе и искусстве, которые оказали огромное воздействие на развитие культуры XX века. В то время как в романтизме главными видами творчества являлись поэзия и музыка, которые выражали все тайное и неизъяснимое, то при реализме процветает такой  жанр, как социально-исторический роман или картина.

Явления действительности представлены реализмом во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, — вот главный принцип реализма.

Реализм проникает во все сферы искусства. Так, его вершиной в музыке XIX в. Является творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813—1901), тесно связанное с итальянским освободительным движением. В таких оперных произведениях, как «Эрнани», «Макбет», «Битва при Леньяно», выражен протест против всякого насилия и угнетения..

Итальянские оперы вызвали к жизни новые принципы вокального и сценического исполнения: драматическую выразительность пения, актерское мастерство певца, историческую точность декораций и костюмов. В основе произведений  мастеров реализма — жизненно достоверные сюжеты; правдивое отображение душевного мира простых людей; эмоционально выразительная музыка, отсутствие высокой общественной идеи.

В изобразительном искусстве главной чертой реализма становится постижение социального характера человека, который характеризуется изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности.

Английские пейзажисты. Художники-реалисты середины XIX в.

Тернер, Бонингтон, Констебль

Романтически приподнятые пейзажи соз­дает Уильям Тёрнер (1775—1851). Он особенно любил изображать грозы, ливни, бури на море, яркие, пламенеющие закаты солнца. Тернер часто преувеличивал эффекты освещения и уси­ливал звучание цвета даже тогда, когда писал спокойное состояние природы. Используя тех­нику акварелистов, Тернер стал накладывать масляную краску очень тонким слоем и писал прямо на грунте, добиваясь радужных перели­вов тонов.

В технике акварели, столь излюбленной у английских живописцев, работал первона­чально Ричард Бонингтон (1802—1828). Страдая болезнью легких, художник подолгу жил на морском побережье во Франции. В морских пейзажах, исполненных маслом, простых и ли­шенных драматических эффектов, Бонингтон стремился уловить особенности солнечного освещения, сероватую дымку влажного воздуха.

Наиболее последовательно новое отношение к природе воплотил в своем творчестве Джон Констебль (1776—1837). Уже в 1802 г., отка­завшись от дальнейшего изучения старых мас­теров пейзажа, он заявил: «Теперь я хочу вер­нуться в деревню и попытаюсь писать природу так, как я ее вижу сам». Важным нововведением Констебля явились его большие (в размер кар­тины) эскизы маслом, замечательные по непо­средственности и тонкости наблюдений, по све­жести и богатству колорита. В них он сумел передать всю сложность внутренней жизни природы в ее повседневности, достигая этого самой техникой живописного письма. Он писал смелыми подвижными мазками, то густыми и шероховатыми, то более гладкими и прозрач­ными. Новаторская живопись Констебля ока­зала огромное влияние на произведения Дела­круа, а также и на все развитие французского пейзажа XIX в.

Искусство Констебля, так же как многие стороны творчества Жерико, знаменовало собой возникновение реалистического на­правления в европейском искусстве XIX в., которое первоначально развивается параллель­но с романтизмом.

Художники-реалисты середины XIX в.

Руссо, Дюпре, Добиньи, Коро, Милле, Домье, Курбе, Менцель

Начало реалистическому направлению во Франции положила пейзажная живопись ху­дожников так называемой барбизонской школы. В начале 1830-х годов группа художников-пейзажистов поселилась в деревушке Барбизон в 60 км от Парижа (отсюда название школы). Они рисовали сельские пейзажи. «Обыкновен­ная природа является неисчерпаемым мате­риалом для искусства», — утверждал глава барбизонской школы Теодор Руссо (1812—1867).

Руссо требовал глубокого изучения при­роды. Он делал точные эскизы с натуры, пере­нося их затем в свои картины.

Барбизонцы на­ходили поэзию во всем: в хмуром дне, в пред­грозовом затишье, в темном силуэте пахаря на фоне вечернего неба. Каждый из них созда­вал в своих пейзажах своеобразный портрет природы, у каждого из них была своя излюб­ленная тема. Жюль Дюпре (1811 —1889) писал главным образом несложные по мотиву пейза­жи и деревенские жанровые сцены, но его часто увлекали стихийные явления природы.

Излюбленными мотивами Диаса де ла Пенья (1807—1876) были лесные чащи с лужай­ками, а Тройон (1810—1865) предпочитал сель­ские виды со стадами животных.

Шарль Добиньи (1817—1878) подолгу работал, путешест­вуя в лодке по Сене и Уазе. Ему особенно уда­валась спокойная гладь воды, поля и селения, раскинувшиеся по берегам рек. Не принадлежа к кругу художников, осевших в Барбизоне, склонный к перемене мест, Добиньи даже оборудовал дом-мастерскую в лодке (об этом его ироничная офортная серия «Путешествие в лодке», 1862 год); мастер, тем не менее, органично вошел в русло их творчества. Однако на фоне искусства «коренных» барбизонцев вроде Т. Руссо его живопись выглядит более созерцательной и камерной: он, как правило, отказывается от сильных композиционных и световых эффектов, углубляясь в колористическую разработку воздушной среды, пронизанной тонкими цветовыми рефлексами.

Близок к барбизонцам был и один из круп­нейших пейзажистов XIX в. Камиль Коро (1796—1875).

Он был истинным поэтом приро­ды. Его интересовал тот или иной пейзаж в це­лом, настроение, которое он создает. «Я был всегда влюблен в прекрасную природу»,— го­ворил Коро.

Тонкое понимание красоты окру­жающего мира пронизывает все творчество пейзажиста. В отличие от большинства барбизонцев Коро не ограничивался пейзажами, он писал фигуры на фоне интерьера, а также портреты. Пользуясь различной светосилой того или иного тона, т. е. обратившись к живописи полутонами, Коро достиг замечательного бо­гатства цветового звучания.

Самым близким другом Теодора Руссо, рабо­тавшим с ним в Барбизоне, был Жан Франсуа Милле(1814—1875). Тема его творчества значи­тельна и важна — это изображение тяжелого сельского труда. Милле сам вышел из кресть­янской среды и долго жил в деревне, поэтому он хорошо знал жизнь своих скромных героев.

Его внимание привлекали то величавая фигура сеятеля, то уставший виноградарь с обожжен­ным от солнца лицом, то крестьянки, несущие из лесу вязанки хвороста, то освященные тра­дицией патриархальные обычаи и нравы. В кар­тине «Собирательницы колосьев» (1857) бедные женщины подбирают оставшиеся на поле колоски; их склоненные фигуры, тяже­ло ступающие по земле, олицетворяют трудо­любие и покорность судьбе. Живописи Милле свойственны приглушенный, сдержанный коло­рит, удивительный лаконизм композиции и обобщенная трактовка форм, контуры которых растворяются в мягкой светотени. Высокое мас­терство и монументальность образов делают ис­кусство Милле одной из вершин французского реализма 19 века.

Критика социальной несправедливости и протест против нее нашли свое выражение в искусстве замечательного французского гра­фика и живописца Оноре Домье (1808—1879).

Как график, Домье работал в технике лито­графии и был мастером политической карика­туры. Произведения художника, появлявшиеся в сатирических журналах, имели огромный общественный резонанс в 30 — 60-х годах XIX в. Домье создал свыше четырех тысяч ка­рикатур. Толстый Луи Филипп — король-бур­жуа, с головой, похожей на грушу; его реакци­онные министры — продажные уроды, заполнив­шие скамьи «законодательного чрева»; тупые мещане, корыстолюбивые «люди правосудия» — все они узнавали себя в обличительных лито­графиях Домье. Впервые сатирическая графика во Франции стала в его произведениях высо­ким искусством.

Домье никогда не работал с натуры, но об­ладал исключительной зрительной памятью. Утрируя отдельные черты персонажа, он за­острял внимание на самом характерном, в то же время не нарушая глубокую реалистичность образа.

Беспощадно разоблачая реакционность пра­вительственных кругов и пороки буржуазного строя, Домье умел создавать и положительные образы. Людям из народа — рабочим, прачкам, ремесленникам, бродячим актерам, музыкан­там — он посвящал и графические и живопис­ные работы. Художник создавал их для себя и никогда не выставлял при жизни.

Главой реалистического направления во французской живописи середины XIX в. был Гюстав Курбе (1819—1877). Демократическое искусство Курбе вызывало нападки со стороны представителей буржуазных кругов вплоть до того, что однажды Наполеон III чуть не ударил одну из картин художника хлыстом. Вкусам буржуазных завсегдатаев салонов (официальных выставок в Париже) Курбе противопостав­лял искусство, которое передавало нравы, идеи и облик эпохи. Курбе считал, что для картин не следует придумывать никаких сложных сю­жетов, а нужно лишь с достаточной убедитель­ностью изображать то, что видит художник вокруг себя. Он писал жанровые сцены, портре­ты, пейзажи, натюрморты, умея оттенками красок и характером мазков передать силу и крепость человеческой фигуры, разнообразную поверхность земли, пенящийся гребень морской волны.

Лучшие произведения Курбе были созданы в его родном городе Орнане. Однажды, когда художник возвращался к себе в Орнан, он уви­дел у обочины дороги сцену, которую и изобра­зил на картине, названной «Каменщики» (1849). Вот как он сам описывает содержание картины: «Перед нами старик семидесяти лет, сгорбленный под тяжестью работы, с поднятым молотком в руках… его штаны из грубой ткани все в заплатах… Рядом с ним юноша с головой покрытой пылью, с почерневшим лицом; сквозь рубашку, грязную и разорванную, просвечи­вают руки и спина… ремень поддерживает его штаны, а рваные заскорузлые ботинки печально улыбаются своими дырами. Старик стоит на коленях, юноша сзади, держа корзину с битым щебнем. Увы! Так начинают жизнь и так ее кончают…»

Последние слова художника раскрывают глубокий социальный смысл, который он при­давал своей картине. «Я хочу,— писал он да­лее,— поставить французское общество перед зрелищем тяжелого изнурительного труда и беспросветной жизни». Бесстрашие Курбе перед жизненной правдой и присущая ему сила худо­жественного воплощения самых обыденных яв­лений делают его одним из самых могучих пред­ставителей реалистического направления в жи­вописи.

Картина «Каменщики» находилась в Дрез­денской галерее, но погибла весной 1945 г.

В другом своем произведении Курбе изобра­зил церемонию похорон в Орнане («Похороны в Орнане», 1850). Враждебные ему официальные критики воз­мущались прозаичностью сюжета и не оценили мастерства, с которым художник создал целую галерею образов своих современников в момент мрачного события. Курбе справедливо утверж­дал, что «реализм есть по существу искусст­во демократическое». Верный своим прогрес­сивным убеждениям, он в 1871 г. без колебаний встал на сторону восставшего пролета­риата и активно участвовал в деятельности Парижской коммуны.

В Германии самым значительным художни­ком-реалистом XIX в. был Адольф Менцель (1815—1905). Удивительная зоркость глаза, умение подмечать все самое характерное, выра­зительность образов, острое чувство современ­ности и умение проникать в исторические собы­тия прошлого были свойственны Менцелю: на всем протяжении его длительной жизни. Отто­ченное мастерство Менцеля проявилось не толь­ко в живописи, но и в различных областях гра­фики — рисунке карандашом, акварелью, гу­ашью, в гравюрах на дереве. В картине «Железопрокатный завод» (1875, Берлин) он одним из первых обратился к теме труда промышленных рабочих.

Новые направления в европейской культуре конца XIX в.

Во второй половине XIX в. в Европе происходит утверждение буржуазной демократии, проявляются первые черты формирующегося массового сознания. Концентрация жителей в городах сопровождается динамизацией жизни, связанной с развитием промышленности, транспорта, средств связи, ускорением темпов общественной эволюции и научного прогресса.

Социальные и гуманитарные науки вынуждены были учитывать фактор массовости. Распределение и потребление искусства с середины XIX в. отличается, прежде всего, резко нарастающей демократизацией. Ведущее место заняла литература, развивается издательское дело, появляется масса новых журналов с невиданными ранее тиражами.

Главной пружиной распространения произведений искусства становится коммерческий интерес. Предприниматель старался угождать любым вкусам, поэтому поощрялось создание низкопробной и псевдохудожественной продукции. Именно в XIX в. начинается массовая культура со всеми ее противоречиями и пороками.

Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории: символизм, натурализм, импрессионализм.

Как новое направление в искусстве символизм сложился в Европе в конце XIX. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен, Стефан Малларме, Артюр Рембо и др. Символизм получил распространение и в других странах: в Германии — в творчестве Стефана Георге, в Австрии — Гуго Гофмансталя и Райнера Марии Рильке, в Бельгии — Мориса Метерлинка Жоржа Роденбаха.

Символисты, сосредоточив свое внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека, стремились прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» красоте[8]. Здесь уже со всей определенностью проявились ведущие тенденции современного искусства — тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие социальных катастроф, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, мистицизм.

Трансформация, специфическая для конца XIX в., происходит с реалистической традицией — происходит перерождение реализма в натурализм.

Сторонники этого направления исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Литература натурализма, исследуя поведение человека, по своим методам пытается быть похожей на науку. Однако, натуралистическое направление в искусстве было неоднородным. Наряду с реалистическими, демократическими чертами нередко доминировали тенденции декадентства, со свойственной ему безнадежностью, аморализмом, упадком духа.

Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве — импрессионизм (от франц. impression— впечатление). Эстетические установки этого направления характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна — всего 12 лет (от первой выставки картин 1874 г. до восьмой в 1886 г.). Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар

Импрессионизм можно рассматривать и гораздо шире — как стиль, в котором отсутствует четко заданная форма, предмет запечатлен в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое мгновение штрихах, обнаруживающих, однако, скрытое единство и связь. В этом, более широком смысле, импрессионизм проявился не только в живописи, но и в других видах искусства в частности, в скульптуре.

В XIX в. творили такие известные скульпторы как Франсуа Рюд — создатель барельефа «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже, изображающего фигуру Свободы, ведущую за собой революционеров; анималист Барии — мастер реалистического скульптурного портрета Долу.

Влияние импрессионизма прослеживается в творчестве многих писателей, художников, композиторов, представляющих различные творческие методы, в частности, братьев Гонкур, К. Гамсуна, Р. М. Рильке, Э. Золя, М. Равеля, К. Дебюсси и др.

Заключение

К концу XIX в. завершился раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами. В XIX столетии в странах романо-германской цивилизации сложилась новая социальная структура. Теряет былое господствующее положение дворянство, уступая его буржуазии. Формируется сильный интеллектуальный профессиональный слой, который начинает играть возрастающую роль в духовной жизни и занимает влиятельное положение в социальной структуре общества. Меняются социально-экономические условия, что приводит к существенным переменам в науке, литературе, искусстве. Бурный рост производства дал толчок развитию научных фундаментальных и прикладных исследований, особенно естественных и технических. Можно сказать, что ХIХ век в истории Европы стал временем практического воплощения в жизнь программы, разработанной эпохой просвещения. Если ХVIII век был веком разума, то ХIХ явился веком науки и техники, их стремительного и ошеломляющего прогресса. Машинный переворот, произведя замену мануфактуры фабрикой, ручного труда – машинным, обеспечил беспрецедентный рост производительной силы общественного труда, привел к образованию класса наемных рабочих – пролетариев. Таким образом, индустриальное устройство общества означало глубокую качественную трансформацию не только характера производства, но и преобладающих социальных структур и культуры общества. Великие сдвиги, происшедшие в XIX в. в развитии философии, науке и технике, оказали огромное влияние и на развитие литературы и искусства Европы.

В общем и целом этот век по своей атмосфере и внутреннему самоощущению человека, несмотря на все свои войны и социальные потрясения, был достаточно устойчивым и гармоничным, по сравнению с другими периодами. Не случайно, его называют «веком классики».

 

Добавить комментарий