233786

Прерафаэлиты: викторианский авангард

Прерафаэлиты — первые авангардисты Европы, которые протестовали против классической портретной школы с ее париками и пудрой, воспевая естественную, романтическую, шекспировскую красоту.
Прерафаэлиты (англ. Pre-Raphaelites) — яркое направление в английской живописи и поэзии второй половины XIX века,созданное как протест против чопорных традиций викторианской эпохи.
Название течения указывает на уважение к флорентийским художникам раннего Возрождения, творившим до Рафаэля: Перуджино, Беллини, Фра Анжелико.
Прерафаэлиты почитали чистые яркие цвета, особенно рыжий и сочный зеленый: цвет озерной воды и трав. Силуэты людей на полотнах парящие — в них есть что-то от ликов святых, волосы распущены. Героини похожи на дам сердца рыцарей: светлая кожа, длинные золотистые локоны, утонченный вытянутый силуэт, большие глаза, струящиеся платья.
Джон Эверетт Милле. Офелия
Офелия
Джон Эверетт Милле
1852, 111.8×76.2 см

Вдохновленные Шекспиром

Основные сюжеты: библейские мотивы, как у художников раннего Возрождения, или портреты прекрасных женщин, часто на фоне природы. Окончательно зритель полюбил прерафаэлитов благодаря картинам на шекспировские мотивы. Самая популярная — «Офелия» Джона Эверетта Миллеса (1852 год). Сегодня он входит в число самых любимых художников Англии.
Чтобы отличать прерафаэлитов от мастеров эпохи Возрождения, стоит обращать внимание на яркость: у прерафаэлитов цвета более насыщенные, картины лучше сохранились — заметно, что их писали в XIX веке, а не в XV.

Джон Эверетт Милле. Беседы
Как и итальянские вдохновители из прошлого, прерафаэлиты уделяли много внимания символам, писали с натуры. К примеру, в лицах героев полотна «Изабелла» Милле узнаются черты членов Братства прерафаэлитов.

Тесные отношения в братстве

Отношения в братстве были тесные, почти семейные: нередко художники влюблялись в сестер своих товарищей по кисти. Джеймс Коллинсон был влюблен в сестру Данте Габриэля Россетти, Кристину. Данте Россетти познакомился с будущей женой, поэтессой Элизабет Сиддал в мастерской Миллеса (с нее была нарисована та самая «Офелия»). Поэтесса была постоянной моделью многих прерафаэлитов. В картинах Россетти «Паоло и Франческа да Римини», «Любовь Данте», «Явление Данте Рахили и Леи» женские образы — это Элизабет.

Джон Уильям Уотерхаус. Русалка
Русалка
Джон Уильям Уотерхаус
1900, 98×67 см

Известные художники-прерафаэлиты

Джон Эверетт Миллес, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус, Уильям Холман Хант, Данте Россетти

Джон Уильям Уотерхаус. Гилас и нимфы
Гилас и нимфы
Джон Уильям Уотерхаус
1896, 132.1×197.5 см

Знаковые картины

— Джон Эверетт Миллес «Офелия», 1852. Одна из первых работ на шекспировские мотивы, после которой стиль получил широкое признание английской публики
— Джон Уильям Уотерхаус «Гилей и нимфы», 1896
— Джон Эверетт Миллес «Долина покоя», 1858. Картину можно увидеь в галерее Тейт, Великобритания
— Уильям Холлман Хант «Леди Шаллот».

Джон Уильям Уотерхаус

Джон Уильям Уотерхаус (англ. John William Waterhouse, 6 апреля 1849, Рим — 10 февраля 1917, Лондон). Знаменитый английский живописец, чьи работы относят к творчеству прерафаэлитов.

Особенности творчества художника: Уотерхаус, как и другие художники-прерафаэлиты,стремился уйти от реальности, прибегая к мифологическим и библейским сюжетам,перенимая образы из легенд Старой Англии, рыцарских романов. Главный герой его живописи — это образ сильной и властной женщины, соответствующей канонам красоты Викторианской эпохи, но при этом нежной и манящей. Его героини — это Офелия и Клеопатра, Пенелопа и Психея, волшебницы и заклинательницы, одушевленные силы природы и мифические существа. Уотерхаус отдавал предпочтение трагическим и жестоким сюжетам, но при этом обладал талантом найти в них стоическую силу,спокойствие и красоту.

Известные картины художника: «Леди Шалот в лодке», «Душа розы», «Офелия», «Северный ветер», «Психея, проникающая в сад Купидона», «Колдунья».

Джон Уильям Уотерхаус, чьи произведения насчитывают более двух сотен,на протяжении всей своей жизни регулярно выставлял свои картины, продавал их в Англии и за ее пределами. Это тот редкий тип художника, который при жизни достиг своей славы,что позволило его семье жить в достатке. Сегодня он один из дорогостоящих живописцев, и его полотна не только признак хорошего вкуса, но и выгодное финансовое вложение. Например, в в июле 2016 года его картина «Миранда»

Джон Уильям Уотерхаус. Миранда

из частной коллекции была продана за 581 тысячу фунтов стерлингов. Самое дорого полотно автора — «Святая Цецилия», за которую было отдано в 2006 г. 6,6 млн. фунтов стерлингов на аукционе Christie’s.

Джон Уильям Уотерхаус. Святая Цецилия

Ранние годы творчества Джона Уотерхауса

Джон Уильям Уотерхаус родился Риме в 1849 году. Интересно, что именно в этом году первые члены Братства Прерафаэлитов вызвали ажиотаж в Лондоне. Родители его были английскими художниками, и творческая обстановка окружала будущего живописца с младенчества. Спустя пять лет после рождения Уотерхауса семья возвратилась в Лондон, где поселилась в доме недалеко от музея Виктории и Альберта. В детстве мальчик часто работал вместе с отцом, делал зарисовки с экспонатов из Национальной галереи и Британского музея. В 21 год он с успехом сдает экзамен в Королевскую академию художеств, где вначале начинает изучать скульптуру и лишь затем живопись.

Первые произведения Джона Уильяма Уотерхауса выставлялись в музее Дадли. Они создавались под впечатлением живописи модных в конце XIX века живописцев: Лоуренса Альма-Тадемы и Фредерика Лейтона, чьи художественные образы отличались античной чувственностью и холодным академизмом. Однако время подражательства было недолгим,и молодой человек в возрасте 25 лет представил на выставке масштабную работу «Сон и его сводный брат Смерть».

Джон Уильям Уотерхаус. Сон и его сводный брат Смерть

С этого дня и до конца жизни художника она не переставала выставляться. Критики и зрители встретили эту картину с искренним восторгом. Уже здесь можно отметить основные особенности всего творчества художника: тяготение к мифологии, использование ярких и в то же время гипнотически завороженных образов,символизм как в общей идее, так и в отдельных деталях. Отсюда начинается отчет популярности Уотерхауса.

Становление и признание

В 1883 году Уотерхаус в возрасте тридцати четырех лет женится на художнице Эстер Кенуорти. Интересно, что среди своих восьмерых братьев и сестер, она единственная занималась творчеством, писала натюрморты и выставляла свои работы. У пары родилось двое детей, которые умерли в младенчестве.

В 1885 году художник становится членом Королевской Академии и только лишь в 1895 академиком. Уотерхаус активно принимает участие в художественной жизни Лондона,регулярно выставляется и преподает живопись в школе искусств St John’s Wood.

Самые известные произведения Уотерхауса — это всегда сюжеты из древних мифов,сказочные и исторические персонажи, окутанные загадками и тайнами. Мастер начинает создавать особенные женские характеры — сильные, обладающие властью как реальной,так и магической, свободолюбивые, полные сдержанной грации и чувственные. Такой взгляд органично вписывается в обстановку Викторианской Англии, где женщины впервые начали проявлять политическую активность и участвовать в выборах.

«Леди Шалот в лодке» 1888 г.

Джон Уильям Уотерхаус. Леди из Шалот

— это знаменитый образ героини баллады Альфреда Теннисона, практически первая картина, которая приходит на ум большинству при упоминании имени художника. Волшебная дева была изображена еще на двух полотнах: в 1894 и в 1915 годах.

Джон Уильям Уотерхаус. Магический круг

«Магический круг» — работа кисти Уотерхауса, выполненная в 1886 году. Она приходится на самый центр его творческого пути и является концентрацией всей художественной идеи автора.

Тема магии, волшебства и потустороннего мира — одна из доминирующих в живописи Уотерхауса наравне с его знаменитыми женскими образами. Женщина и магия для него практически идентичны, обе они обладают необъяснимой силой, обе властны решать судьбы. «Магический круг» замыкает в себе эти два столпа, образуя собирательный, но при этом индивидуальный облик волшебницы. И в этом еще одна особенность картины — это не литературный персонаж и не иллюстрация к поэме, пьесе или роману.

Один из ярких женских образов Уотерхауса — это Офелия, которой посвящен цикл работ. К сожалению, дописать его до конца автору не удалось из-за тяжелой болезни. Для получения диплома в Королевской Академии он представил именно Офелию, созданную в 1889 году.
Джон Уильям Уотерхаус. Офелия, лежащая на траве

Образ Офелии вдохновлял не только художников. Он стал толчком для создания особой эстетизации смерти героини, которая описана Шекспиром невероятно поэтично:

«Её одежды, раскинувшись, несли её, как нимфу; она меж тем обрывки песен пела, как если бы не чуяла беды или была созданием, рождённым в стихии вод; так длиться не могло, и одеянья, тяжело упившись, несчастную от звуков увлекли в трясину смерти».

Офелия перестала быть просто полоумной дворянкой, влюбленной в Гамлета, она стала символом, который регулярно возникает в изобразительном искусстве, музыке и литературе.

Джон Уильям Уотерхаус. Офелия

С своей жизни Уотерхаус был на хорошем счету у коллег-художников, искусствоведов и простой публики. Он оказался в нужное время в нужном месте, его талант понимали и одобряли. Можно считать это большим везением для человека творческой среды, стоит лишь ознакомиться с биографиями других художников. Его работы вышли из моды практически сразу после его смерти и снова стали интересны критикам и зрителям в конце ХХ века. Об этом красноречиво говорит тот факт, что изображение художника появилось на британской почтовой марке в 1992 году.

Картины Джона Уильяма Уотерхауса разбросаны по всему миру. Они принадлежат крупнейшим музеям Великобритании, Австралии и других стран. Многие работы находятся в частных коллекциях в Англии, США и России.

Модели и художник

В центре произведений Джона Уильяма Уотерхауса образ мифической, далекой от реальности женщины. Однако были живые английские мисс и миссис, которые позировали художнику, помогая воплощать его идею на холсте. Например, многие ранние портреты, а также знаменитые «Леди Шалот в лодке» и «Северный ветер» были написаны с сестры художника — Мэри Уотерхаус.

Джон Уильям Уотерхаус. Северный ветер

Интересно, что Эстер Уотерхаус, супругу автора, редко можно найти в его творчестве,лишь в незначительных портретах и бытовых зарисовках. Считалось, что «Леди Шалот в лодке» была написана с нее, но недавно исследователи опровергли это.

Внимательный наблюдатель отметит, что на многих картинах Джона Уильяма Уотерхауса присутствует одна и та же модель: рыжеволосая девушка с тонким профилем. Считается,что это Гвендолин Ганн — модель и одновременно друг семьи живописца. Она на протяжении многих лет общалась с ним и сохранила дружеские отношения с Эстер после смерти живописца.

Картина «Сон и его сводный брат Смерть», сделавшая художника знаменитым, обязана не только его таланту, но и Мисс Кейт Дубль. С нее были написаны оба юноши, сходство которых и указывает на их родство.

Мюриэл Фостер была долгое время музой художника, и благодаря ей существует знаменитый женский образ «Колдунья».

Джон Уильям Уотерхаус. Колдунья

Мэри Ллойд — еще одна из моделей Уотерхауса, но более известна, как девушка с картины «Пылающий июнь» Лейтона.

Люди, знавшие Уотерхауса, отмечали, что отношения со своими моделями он поддерживал исключительно сдержанные, никогда не допуская двусмысленности.

Джон Уотерхаус до конца жизни занимался живописью, несмотря на страдания, которые приносило ему онкологическое заболевание. В феврале 1917 года он скончался и был похоронен на кладбище Kensal Green в Лондоне.

Добавить комментарий